Предок европейцев был светлоглазым негром и более здоровым, чем его потомки

Суббота , 5 марта 2016, 14:00
Генетики обнаружили у древних европейцев темную кожу и голубые глаза.
Предок европейцев был светлоглазым негром и более здоровым, чем его потомки

Полная расшифровка генома мужчины, принадлежавшего к племени охотников-собирателей и жившего около семи тысяч лет тому назад, в эпоху мезолита, на северо-западе Иберийского полуострова, показала, что этот человек имел темную кожу, голубые глаза и набор «иммунных» генов, на 60 процентов совпадающий с таковым у современных европейцев. В частности, оказалось, что древний охотник обладал иммунитетом ко многим болезням.

Работа международной группы исследователей была опубликована 26 января 2014 года в журнале Nature.

Захоронение скелетов двух мужчин, украшенное орнаментом из зубов благородного оленя, было обнаружено в пещере Ла Бранья-Аринтеро (провинция Леон, Испания) в 2006 году. В июне 2012 года группа генетиков из Барселонского университета под руководством Карлеса Лалуэса-Фокс (Carles Lalueza-Fox) сообщила о расшифровке митохондриальной ДНК, выделенной из зуба одного из скелетов.
Группе Лалуэса-Фокса, которая расширилась за счет ведущего мирового специалиста по древней ДНК, эволюционного биолога Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета и других специалистов из научных центров США и Австралии, удалось выделить ядерную ДНК и полностью расшифровать геном.

«Это первый геном европейца до-земледельческой эпохи, который мы имеем возможность изучить, — сказал Лалуэса-Фокс журналистам NewScientist. — Результаты помогут нам понять, как «неолитическая революция» — повсеместное распространение земледелия, скотоводства и связанного с этим изменения рациона питания и появления новых болезней, источником которых стали домашние животные — изменила биологию человека».

Во-первых, у жителя до-неолитической эпохи была непереномость лактозы, невозможность усваивать молоко и молочные продукты во взрослом возрасте. Эта мутация появилась у европейцев после распространения скотоводства в более позднюю эпоху, и то не у всех.

Неожиданными для ученых открытиями стали сочетание у древнего жителя Иберийского полуострова темного цвета кожи и волос, как у его африканских предков, с голубыми глазами. Ученые склонны думать, что подобное сочетание являлось не индивидуальной особенностью конкретного человека, а было характерно для всех европейских охотников-собирателей эпохи мезолита.

Еще одним сюрпризом для Лалуэса-Фокса и его коллег стала та часть генома охотника из Ла Бранья-Аринтеро, которая связана с состоянием иммунной системы. Из 40 связанных с иммунитетом генов 24 (60 процентов) оказались такими же, как и у современных европейцев.
Но иммунная система этого человека была в состоянии бороться с такими инфекционными заболеваниями, как туберкулез, малярия, пневмония и другими.