«Политический трутень» с нереализованными амбициями

Пятница , 6 апреля 2007, 18:03
Василий Третецкий покинул очередной пост. На этот раз он «уволен по собственному желанию» с должности вице-губернатора Харьковской области. До этого Василий Филиппович побывал на должности мэра города Миргорода, так любимого Гоголем. Снятие его с этого поста также сопровождалось скандалом. Журналистское расследование «Дозора».
Бывшие соратники экс-заместителя Авакова считают, что частая смена должностей Третецким связана с нереализованными политическими амбициями бывшего замполита воинской части, бывшего миргородского головы, бывшего консультанта, бывшего советника. Так ли это? Ведь, несмотря на приставку «бывший», служебная карьера бывшего коммуниста уверенно ведет вверх. Чтобы разобраться в этом явном противоречии, редакция «Дозора» провела журналистское расследование.

Василий Филиппович Третецкий родился в Винницкой области в 1955 году. Окончил Уссурийский педагогический институт (специальность русский язык и литература), а также Академию государственного управления при Президенте Украины. Срочную службу в вооруженных силах проходил с 1972 по 1975 год в Харьковском военном авиационно-техническом училище.

Убежденный коммунист, член Компартии Советского Союза, после августовского путча в сентябре 1991 г. заявил, что будет увольняться из рядов Вооруженных сил в связи с упразднением в них партийных структур КПСС-ВЛКСМ. Спустя 8 месяцев от своего заявления отказывается.

Поразмыслив на досуге, Василий Филиппович понимает, что на гражданке замполиты тоже не нужны. И тогда он принимает решение не уходить из армии, пока не будет приготовлен запасной аэродром. С декабря 1992 по июль 1994 он осваивает навыки работы в социально-психологической службе армии. Проще выражаясь, работник этой структуры является чем-то средним между замполитом и попом.

Журналисты «Дозора» попытались попасть в воинскую часть, в которой служил Василий Третецкий. Но часть оказалась настолько секретной, что корреспондента задержали и продержали три с половиной часа, выспрашивая «зачем?», «откуда?», «почему?».

Одновременно принимает решение засветиться в большой политике. Первая попытка оказывается неудачной: в 94-м Третецкий проигрывает выборы в Верховную Раду. Но «засветка» на таком уровне помогла в другом. На волне недовольства электората новым политическим режимом, с привычным ораторским искусством критикуя всех и вся, Третецкий «въезжает» в кресло мэра Миргорода.

В Миргороде Третецкий многому научился. Во-первых, чувствовать себя наместником Всевышнего на земле полтавской. Научился кроить госбюджет. Научился увольнять недовольных. Здесь же впервые был привлечен к уголовной ответственности.

«Какое уголовное дело? Никакого дела на меня нет!», — говорит сегодня Василий Третецкий.

Дыма без огня не бывает, дело, конечно, было заведено. В период с 1995 по 1999 год судебные тяжбы мешают Третецкому отдавать всего себя народу. Суть конфликта в следующем: Василий Филиппович, в рамках борьбы с инакомыслящими, увольняет двух своих замов — по экономике и по «гуманитарке». Решением суда они были восстановлены на работе. Однако у Третецкого свое понимание законности. В течение трех лет, формально состоя в штате и получая заработную плату, чиновники не могли попасть на свои рабочие места — указанием мэра их попросту не пускали в здание горсовета.

И все же здравый смысл в отдельно взятом городе Украины восторжествовал. Третецкий был осужден по статьям «злоупотребление властью» и «неисполнение решение суда». Однако — вот парадокс! — признав его виновным, суд следующим решением снимает с него ответственность. Не ведает правая рука, что творит левая...

Находясь в состоянии эйфории, Третецкий перестает контролировать ситуацию и со второго раза в 2000 году 24 из 25 депутатов горсовета Миргорода проголосовали за отставку мэра. Тем самым земляки «отомстили» ему за все. И за незаконно уволенных чиновников, и за пренебрежение судом, и за неумение хозяйствовать.

Получив отставку, Третецкий «обиделся» на однопартийцев, не поддержавших его в борьбе с местной оппозицией и вышел из СДПУ, принявшей его в свои ряды. Находясь в отставке, он одновременно продолжил учебу в Академии государственного управления при Секретариате Президента. Уже как частное лицо. Однако вышла неувязочка — любой субъект, не состоящий на госслужбе, должен оплачивать учебу за свой счет. И тогда Василий Филиппович в очередной раз решается на смену политических убеждений. Он вступает в РУХ, и с июля 2002 года работает консультантом мэра города Ивано-Франковск. Это дает ему возможность продолжить обучение за счет бюджетных средств.

Через три месяца, в том же 2002 году, мы видим Третецкого-консультанта в качестве помощника народного депутата от Украинской Народной Партии Сергея Олексиюка. В январе 2003 года «раскольники» РУХа во главе с Юрием Костенко, назвавшие себя Украинским Народным Рухом, на своем съезде принимают решение о смене названия на Украинскую Народную Партию. Третецкий, будучи помощником одного из 20 депутатов от УНП в Верховной Раде, посвящает себя усердной службе вновь созданной партии.

Однако со временем Василия Филипповича перестает устраивать должность «помощник депутата». Хлопот много, публичности мало, развернуться негде, везде конкуренты. И Третецкий начинает лоббировать вопрос о получении «нормальной» работы. Тут-то ему и пригодилась специальность госуправленца, полученная в Академии. После победы Виктора Ющенко на выборах 2004 г., УНП получает несколько постов в секретариате Президента и правительстве Юлии Тимошенко, а также ряд должностей в некоторых областях Украины. В марте 2005 года «человек от УНП» приходит на место заместителя харьковского губернатора. Этим человеком становится Василий Третецкий.

Чувствуя себя «засланным казачком», Третецкий не очень конфликтовал с новым окружением — хоть этому научила его жизнь в Миргороде. Засвечиваясь при каждом удобном случае, Василий Филиппович поджидал более выгодной партии для будущего брака. Дело в том, что осенью 2006 года, после формирования в Верховной Раде коалиции под руководством Партии Регионов, для Третецкого прозвучал первый звоночек. В кабинете вице-губернатора повеяло сквозняком увольнения. Не имея фактически партийной поддержки в насквозь синем Харькове, Третецкий в феврале 2007 года, несколько раз сказав «да-нет-да-нет», ушел в отставку.

«Регионалы» в кулуарах облсовета прозвали своего беспартийного коллегу «политическим трутнем». То, что нам довелось услышать, прямо свидетельствует: большинство в областном совете довольно таким исходом событий.

И что же? Конец служебной карьере? Ну что вы, господа! Человек с корочкой Академии может завтра всплыть где угодно и под каким угодно партийным флагом! Да хоть на той же Полтавщине.

Нам из достоверных источников известно, что на Харьковщине Василию Филиповичу жизни не будет. Служебную квартиру, выданную ему в 2005 году, Третецкий осенью 2006 продал собственной дочери. А дети с родителями, как правило, не уживаются... Впрочем, это уже тема другого расследования.