Страна Барабашово. Элементы феодализма в современной Украине
Свои законы, своя армия, свои крепостные, которыми ни с кем не хочет делиться страна «Барабашово».
Начиналось создание страны «Барабашово» не в пастельных тонах. Предпринимателей заставили переехать на новое место с Центрального рынка.
Но тогда Александр Фельдман позиционировал себя флагманом, идя за которым можно построить свое личное светлое будущее. Любая же власть казалась бесполезным доильным аппаратом. Поэтому предприниматели чувствовали себя соратниками АВЭКа и согласно вносили посильную лепту в развитие рынка.
Например, когда в 2003 году концерн АВЭК решил заработать деньги за счет продажи десятой части своих акций, за акции номиналом 10 грн предприниматели платили в 50 раз больше. Не возражали торговцы и против следующих поборов. И следующих…
Но аппетит приходит во время еды: чем больше становился капитал АВЭКа, тем больше денег требовали от предпринимателей. Благополучие концерна перестало зависеть от благополучия отдельных коммерсантов. Изменилась и стратегия отношений: из мелких партнеров они постепенно превращались в крепостных.
Андрей Анатолиевич, предприниматель: «Я не знаю. Скорее всего, вот эти варварские методы они начались с приходом Семочкина. Потому что это все развивается на глазах. У нас нотариальный договор на 10 лет. Мы проработали 2 года. Сейчас против нас проводится акция, нас отгородили забором — 400 кв.м. Бросили, отгородили забором, заезда нет, перерыли всю территорию, отрезали электричество, испортили туалет нам. Испортили туалет. Создали все условия, что бы мы не могли хорошо себя чувствовать и работать».
Возмущение предпринимателей росло с каждым подобным случаем. Они пытались поговорить с руководством рынка, найти компромисс. Концерн АВЕК отгородился администрацией рынка и охраной.
Ирина Олеговна, предприниматель: «Администрация опускается до уровня репрессий. Ярославский (Государский) — Мирослав его зовут — он мне угрожал. Он мне сказал: «Ничего, я натравлю на тебя налоговую и ментов». И действительно на моих торговых местах прошли проверки налоговой инспекции. Приходили налоговые инспекторы, проверяли только мои торговые места».
Единичное сопротивление приводило к тому, что торговцев просто вытесняли с рынка. Законные методы вернуть место под солнцем, т.е. на рынке, не помогали.
Евгений Васильевич, предприниматель: «Герасименко, я был у него на приеме 4 или 5 раз, он мне в наглую говорит, что у тебя денег не хватит, чтоб нас пересудить. У нас все суды куплены, мы, как говорится, никого не боимся. Александр Борисович Фельдман — народный депутат Украины».
Так крупный капитал давил на каждого предпринимателя. Со временем владельцы АВЭКа взялись и за целые площадки. В апреле этого года началось наступление на павильон «Кожа и Меха». Площадку решили реконструировать, а предпринимателей заставить за это заплатить.
Людмила, предприниматель: «Дело в том, что вот в нашем модуле конкретно требуются энная сумма денег: 10 тыс. дол. И оформляется это не наша частная собственность, а просто идет черным налом».
Торговцы объединились, что бы бороться с современным феодалом. И вспомнили о тех, кого раньше избегали — о городских властях. Ведь на выборах они обещали помогать мелкому и среднему бизнесу.
Администрация рынка в штыки восприняла появление комиссии горисполкома на площадке «кожа и меха». Начальник охраны рынка - господин Пихота - по-своему умело трактует законы Украины. Например, он пытался запретить съемку на рынке на основании того, что охранники - частные лица и не хотят, что бы их показывали. Отказалась общаться с комиссией в присутствии камеры и предпринимателей и юрист АВЕКа. Она предпочла старый проверенный способ общения — в кабинете наедине. Правда, кабинетного соглашения тоже не получилось.
Геннадий Кернес, секретарь горсовета: «Мы сегодня приглашали сюда представителей собственников. Я имею в виду предприятие, которое удерживает эту торговую площадку. Нам был простой ответ: Нам не о чем ни с кем разговаривать».
Становясь в позу оппозиционера владельцы АВЭКа называют стремление городских властей разобраться в ситуации попыткой сведения политических счетов.
Таким нехитрым способом БЮТовцы Фельдман и Семочкин стараются отвлечь внимание людей от того, что на рынке есть немало нарушений. Например, концерн арендует землю у города до 2009 года. А с предпринимателями договора заключает до 2012 и более. Видимо, решить абсурдную ситуацию владельцы АВЭКа хотят, построив магазины. Если на рынке появятся капитальные строения, Фельдман заплатит сравнительно небольшой штраф. Зато землю никому кроме АВЭКа выделить уже не смогут.
Именно такие подробности администрация АВЭКовского ХарОптТорга не захотела обсуждать на собрании в городском совете. Зато через несколько дней она организовала пикет перед его стенами.
Пикет был многочисленный и вполне реалистичный. Если бы не два «но». Большую часть митингующих составляли студенты. Цена за такую демонстрацию составляет, как правило, от 20 до 30 гривен. По словам присутствовавших там студентов, АВЭК заплатил 15.
А вот те, кто пришел с рынка Барабашово на самом деле хотят одного: спокойно торговать. Вот только предприниматели расходятся во мнении, с кем торговать спокойнее. Часть разочарована в «Авэковцах», часть до сих пор им верит.
Анна Закарян, предприниматель: «У нас все нормально. У нас никакого конфликта нет».
Оно и понятно, многокилометровый Барабашово столь велик, что о событиях на «Коже и мехах» в других частях рынка просто не знают. Хотя, если бы эти бизнесмены разобрались в причинах конфликта, то перешли бы на другую сторону.
Площадки рынка реконструируются по очереди. Дополнительных денежных вливаний от предпринимателей требуют тоже по очереди. До кого-то она уже дошла, до кого-то скоро дойдет.
Евгений Васильевич, предприниматель: «У меня было 4 торговых места на так называемой площадке «вьетнамская кожа и меха». В апреле месяце без всякого предупреждения эти четыре места торговых были сломаны. За каждое реконструированное место с меня вымогают по 80 тыс. дол. США. Вымогает с меня лично так называемый представитель вьетнамского землячества на рынке Барабашово. Фамилии я его не знаю. Но зовут его все Тхань».
Во многих местах рынка «Барабашово» после реконструкции торговые места достаются иностранным предпринимателям. Интерес АВЕКа к ним, в общем, понятен. Лица, пребывающие на территории Украины полулегально, еще более бесправны, чем граждане Украины, и держать их в кабале еще проще.
Возможно, Александр Борисович не учитывает специфику менталитета гостей из жарких стран. После нарушения договора они не пойдут к власти, но вполне могут устроить суд по своим законам.