Начинающие политики ходят в школу, чтобы получать баллы

Четверг , 19 июля 2007, 18:37
Речь идет о баллах политических. Заработать их можно, сообщая, что в школах «угнетают» русский язык и русских школ критически не хватает. Собирают подписи у родителей и несут сразу к мэру. Харьковская украинская специализированная школа номер 16 с углубленным изучением английского языка стала полем боя за язык русский.

Иск на харьковского городского голову Михаила Добкина был подан в связи с тем, что он отказал группе родителей будущих первоклассников, в числе 22 человек, в открытии русского класса в одной из школ города Харькова.

Рядом находится 37 русская школа. В ней возможно открыть русский класс. Но родители желают отдать своего ребенка в школу с углубленным изучением английского языка. Их желание понятно: хорошее знание иностранного языка — ключ к успешной карьере.

Однако специализированные школы не закреплены за районом, они для всего города. А соотношение «русских» и «украинских» школ с углубленным изучением иностранного языка сегодня — 50 на 50, что в нынешней ситуации, наверное, справедливо.

Всего же в Харькове — 180 школ: 51 русская, 47 двуязычных и 82 школы украинские.

Владимир Липейко, заместитель начальника по образованию Киевского района: «Мы достигли примерно за последние 10 лет какого-то баланса. Соотношения украинских и русских школ. Но получается, что в центре больше русских школ. Точнее классов с русским языком обучения. На периферии больше украинских школ».

Решение не открывать в 16-й школе русский класс было основано на двух соображениях. Первое, если открывать русский класс, нужно заново обеспечить его учебными материалами, финансировать дополнительную нагрузку преподавателей. Второе: мэр хоть и является первым лицом в городе, однако не может указывать, где должна быть русскоязычная школа, а где украинская. Язык обучения в школе определяет ее устав.

Ольга Деменко, начальник управления образования: «А изменить устав школы, это нужно менять и регистрацию, и утвердить устав и в районе и в области. Это целый комплекс мероприятий. Поэтому непросто, по мановению волшебной палочки, взять и открыть в украинской школе русский класс».

В начале 90-х среднее образование переводили на украинский язык повсеместно. Тогда никто особо не был озабочен вопросом, как это отразится и на преподавателях, и на учениках, и на расходах бюджета. Миллионными тиражами на украинский язык переводились учебники по физике и химии, русский язык в украинских школах изучали едва ли не факультативно — два часа в неделю.

В результате несколько лет назад в русскоязычном Харькове появилось первое поколение выпускников украинских школ. Переступая порог взрослой жизни, они говорили и думали «по-русски», но, подчас, не могли грамотно написать на «великом и могучем» несколько слов.

Сегодня изменить ситуацию непросто. Все учебные учреждения подчинены министерству образования. Согласно существующим законам, те школы, которые в свое время были переведены на украинский язык, должны таковыми и оставаться. Это и мешает вернуть вопрос с языком обучения в здоровое русло — когда выбор родителей будет соответствовать возможностям школы. А школа, в свою очередь, будут служить главной цели — обучению детей, а не политической конъюнктуре.

Для Харькова предлагалось принять решение на городском уровне, давать возможность при подаче заявления указывать язык обучения. «Как люди решат — так пусть и будет».

Вот только городские власти не имеют законных прав принимать такие решения, а городское управление образования не в силах отменить инструкции Министерства.

Тем не менее, на это имеют право сами граждане. Даже существующее законодательство оставляет возможность открыть в украинской школе русский класс. Для этого необходимо собрать, как минимум, 22 заявления и обратиться в саму школу. И только тогда учебное заведение обязано начать процедуру внесения изменений в свой устав.

К тому же недавно принятый новый устав территориальной громады гарантирует харьковчанам право учиться на родном языке. В независимости от того, о каком языке идет речь: русском или украинском.