Родственники погибших под Волновахой подали в Евросуд жалобу на Украину и Россию

Понедельник , 23 января 2017, 18:31
Через два года после трагедии под Волновахой (при обстреле блокпоста погибли 10 пассажиров автобуса, 18 получили ранения) расследование преступления не завершено.
Родственники погибших под Волновахой подали в Евросуд жалобу на Украину и Россию

Родственники погибших и пострадавших больше не надеются на правосудие в Украине и подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Кроме справедливости для заявителей, решения по аналогичным искам могут помочь в будущем привлечь Россию к ответственности за военный конфликт и нарушение прав человека.

Как и практически во всех аналогичных случаях, заявители хотят, в первую очередь, одного: справедливости. В идеале - завершение расследования и наказания виновных. И хотя сегодня, через два года, надежда найти непосредственных исполнителей ничтожна, тщательное расследование могло бы раскрыть множество важных деталей, которые помогли бы предотвратить другие трагедии. Так считают заявители и юрист, ведущий их дела, - специалист по защите прав в ЕСПЧ, советник юридической фирмы ILF Андрей Кристенко.

Юрист уверен: если мы не отказываемся от Донбасса, если помним, что эти люди - граждане Украины, украинское государство обязано дать им почувствовать, что они не оставлены, что их трагедия важна не только им.

«Россия выступает ответчиком как государство, поддерживающее террористов на украинской территории. Основная претензия заявителей на Украину - бездействие и нарушения права на жизнь. Государство могло попытаться предупредить эту трагедию, минимизировать последствия. А если она уже случилась - провести эффективное расследование, - объясняет Андрей Кристенко. - Заявители чувствуют себя брошенными, с ними никто не контактирует - ни следователи, ни чиновники. И родственники погибших часто владеют информацией, которая могла бы реально помочь расследованию».

Александр Корнилов, отец погибшей в теракте 21-летней Ирины, рассказывает: «На блокпосту остановили, продержали, скажем так, колхозный автобус. Десять минут ожидания. Взрыв и все. Ни следователь не приезжал, никого не опрашивали, нигде ничего вообще. Погибли люди - ну и хорошо. Должны быть наказаны те, кто не сумели защитить, которые просто-напросто подставили людей».

Официальная причина, по которой не ведется расследование, - место, с которого, скорее всего, велся обстрел, находится на неподконтрольной Украины территории и следствие не может туда попасть. Это - универсальный ответ на почти большинство жалоб о расследованиях в зоне АТО. Но это и признание следственными органами собственной неэффективности, считает юрист, дает официальный повод подать жалобу в ЕСПЧ.

«Эти люди устали, они два года не получают никакой информации, они не знают, что делается государством для выяснения личностей виновных. Они получили какие-то смехотворные выплаты - даже не от государства, а «депутаты скинулись» - и тут вопрос не в сумме, а в подходе, в отсутствии системной заботы об этих людях. Жалоба в Европейский суд - это, прежде всего, попытка обратить внимание на проблему. Не только по Волновахе, но и вообще по зоне АТО. Сейчас на сайте ЕСПЧ создан специальный раздел для жителей Донецкой и Луганской областей - такого не делали ни для одной страны Европы », - рассказывает Андрей Кристенко.

Адвокат Харьковской правозащитной группы Наталья Охотникова говорит, что одна только их организация за два с половиной года подала в ЕСПЧ около 200 жалоб в интересах людей, пострадавших от военного конфликта. «Это жертвы кассетных бомб, минно-взрывных устройств, авианалета в Станице Луганской, снайперов. Важно, что все эти дела подаются против двух государств: России и Украины. Россия ответственна в том, что она контролирует боевиков в так называемых «ДНР» и «ЛНР». Украина же несет ответственность за все, что происходит на ее территории, за нарушение прав своих граждан ».

По словам Натальи Охотниковой, речь идет не только о разрушенном имуществе и пострадавших во время обстрела, но и о жертвах пыток пленных, заключенных в тюрьмах на территории боевиков, халатность различных служб - правоохранительных и медицинских. «Есть дело пожилого мужчины в «серой зоне», которая на тот момент была под контролем боевиков, - его ранило в руку при обстреле. Скорая ответила, что может подъехать только к украинскому блокпосту, а дальше не поедут - стреляют. Далее было, как в фильме, сепаратисты его довезли до своего блокпоста, после чего мужчина, зажимая рану на руке, перешел по нейтральной полосе на украинский блокпост, чтобы наша скорая помощь его подобрала. Дедушку спасли, руку - нет, - рассказывает адвокат. - Но это ненормально. Я хочу это видеть только в фильмах, а не слышать такое от людей уже два года ».

Во многих делах, которые рассматривает ЕСПЧ, принимается решение о денежной компенсации. Часто считается, что при таких длительных сроках рассмотрения это - единственный повод обратиться с жалобой в Европейский суд.

«Рассмотрение дела в ЕСПЧ займет не менее 3 лет. Напомню, что в нашей судебной системе можно судиться еще дольше и ничего не получить, - говорит партнер ILF, руководитель судебной практики компании Алексей Харитонов. - Выполнение решений европейской инстанции в Украине тоже больной вопрос, но здесь решение ЕСПЧ - это так называемый защищенный строку бюджета. (То есть, эти деньги могут быть потрачены только для выплат по решениям ЕСПЧ и не могут быть направлены на другие цели.) Он все меньше, а теперь еще и закрыт. Но он есть, и деньги выплачиваются ».

Впрочем, компенсация - не главная цель родственников пострадавших Волновахой. По словам Андрея Кристенко, в жалобе пока не идет о денежных компенсациях - сейчас заявителям нужно, чтобы украинская правоохранительная система обратила на них внимание и пошла на диалог. «ЕСПЧ - не для того, чтобы назначать компенсации. Он создан, чтобы привести законодательство стран-подписантов с общими правилами игры. Нужно менять законодательство там, где это необходимо, и эффективно расследовать дела. Беда в том, что расследование стали неэффективными не из началом конфликта. Они такие уже лет 15-20 ».