Психолог: «Даже после двух лет переселенцы испытывают сильнейший стресс»

В Луганске Надежда вела свою частную психологическую практику. После начала военного конфликта на Донбассе переехала в Запорожье и начала работать в клинике. Когда заканчивается ее рабочий день, она может использовать кабинет для частных консультаций. Приходят к Надежде и вынужденные переселенцы из Донбасса: «Мои клиенты не разговаривают о конфликте. Они жалуются на нарушение сна, апатию, отсутствие интереса к жизни».
Надежда отмечает, что даже через два года после начала конфликта и вынужденного переезда, люди всё еще переживают стресс. Вместе с тем, продолжает она, даже в мирное время мало кто в Украине чувствовал необходимость обратиться к психологу. Люди редко обращают внимание на своё эмоционально состояние, особенно в тяжелую минуту.
Но полгода назад кое-что изменилось. Это были последствия посттравматического стресса у детей: «Проблемы с учебой, заикание, другие проблемы, которые волновали родителей, приводили их к психологу. Обычно, когда такие семьи приходят в мой офис, оказывается, что родители также нуждаются в помощи психолога».
Надежда одна из переселенцев, которая получила грант по самозанятости от Международной организации по миграции. В рамках проекта она получила ноутбук и с его помощью проводит консультации через Skype. Она видит необходимость в психологической помощи для населения, которое пострадало от военного конфликта.
Её собственный опыт свидетельствует, что если специалист может установить контакт и получить доверие, даже те, кто сомневается, обращаются за помощью.