Юрий Чумак: «Вместо того, чтобы вести политику интеграции переселенцев, идет политика того, чтобы их выдавить»

Почти два миллиона человек стали переселенцами в результате военного конфликта на Донбассе. И это значит, что два миллиона человек стали жить в других областях и городах Украины. Такой резкий приток населения стал большой нагрузкой для местных громад и, в некотором роде, шоком для властей.
Как никогда, стали очевидными проблемы нехватки жилья, рабочих мест, детских садиков, непрофессионализма чиновников, дороговизны медицины, неподъемных поборов в школах и прочего. Переселенцы стали той лакмусовой бумагой, которая ярко проявила все недостатки и проблемы, и, более того, заставила о них говорить общественность.
В то же время, за два года, казалось бы, власти могли бы «оправиться» от шока и начать действовать. Но этого не случилось. По разным причинам.
Во-первых, приблизительно до лета 2015 года существовала надежда, что вот-вот все скоро закончится, наступит мир, переселенцы вернутся домой. Эта мысль господствовала не столько на уровне властей, сколько среди самих переселенцев. Поэтому они жили в режиме чемоданов и в основном надеялись на какую-то денежную помощь от государства, чтобы «перехватиться» в этот период.
После лета надежда ушла, стало понятно, что нужно обживаться на новом месте и просто социальная помощь не поможет в этом вопросе. Нужны долгосрочные перспективы, программы развития регионов с учетом нового населения.
─ Мы обращались к Областному совету, областной администрации, потому что фактически, на сегодняшний день, мы не видим, что на местном уровне есть стратегия, ─ комментирует Юрий Чумак, эксперт Чугуевской правозащитной группы.─ Органы местной власти что-то делают в пожарном порядке, туша очередные проблемы, но чтобы сказать, что мы видим виденье со стороны органов местного самоуправления в этом направлении – это неправда.
Во-вторых, обживаться переселенцам активно помогали правозащитные и волонтёрские организации, таким став буфером между местной властью и переселенцами. И пока вопросы стояли в том, чтобы обеспечить людей сезонной одежкой или помочь с оформлением документов, более-менее этого хватало. Но сейчас пришло время глобальных решений и действий, одних волонтёрских инициатив явно мало. Понятно, что два миллиона людей никуда не денутся и пора что-то решать, нужен план действий от местных властей на несколько лет вперед.
─ Органы власти местного самоуправления, ─ продолжает Юрий, ─ наотрез отказались не то, чтобы принимать такую программу и разрабатывать ее, они отказались даже рассматривать программу, разработанную правозащитниками. Более того, они её даже депутатам не дали посмотреть хотя бы одним глазом.
В моем понимании, вместо того, чтобы вести политику интеграции переселенцев, чтобы они перестали быть переселенцами, а стали харьковчанами, идет политика того, чтобы их выдавить, чтобы они уезжали обратно и не создавали лишнего давления на и так слабый бюджет Украины.