Главными «врагами» переселенцев названы Пенсионный фонд и Управление труда и соцзащиты населения

Около полугода правозащитники проводят анкетирование, собирают фокус-группы, пишут запросы в органы местной власти, обращаются в омбудсмен. Результаты мониторинга не утешительны. Дискриминация переселенцев наблюдается буквально везде. При съеме жилья, поиске работы, обращении в медицинские учреждения, в Управлении соцзащиты и прочее.
Собственно говоря, это не удивительно, так как правительство проводит по отношению к переселенцам дискриминационную политику. Даже у пенсионеров такие условия получения пенсии, при которых пенсии они, как правило, лишены.
─ На прошлой неделе к нам приходила в приемную бабушка, которая больна сахарным диабетом,─ рассказывает Роман Лихачев, председатель Чугуевской правозащитной группы. ─ Ей уже несколько месяцев не выплачивают пенсию. Она подала заявление в Чугуевский Пенсионный фонд несколько недель назад, и вот его рассматривают и рассматривают, и пенсию она по-прежнему не получает. За что ей жить? Не ясно. И таких случаев тысячи. По большом счету, главные "враги" переселенцев - это Пенсионный фонд и Управление труда и соцзащиты населения.
Отдельная тема с «Ощадбанком». Как известно, в Украине 49 банков имеют право работать с пенсиями, то есть граждане Украины могут обращаться во все эти банки. И только пенсионеры- переселенцы насильно привязаны постановлением правительства к одному банку. Люди жалуются, что в некоторых местах «Ощадбанк» лимитирует выдачу денег, в некоторых поселках отделений «Ощадбанка» просто нет, и этим жителям приходится ездить за десятки километров для оформления карточки или в поисках банкоматов. И мы говорим о пожилых людях, нередко тяжело болеющих и переживших кошмар на Донбассе.
Печальная ситуция и с другими социальными пособиями. До недавнего времени в Изюме помощь получали около 25 000 переселенцев, сейчас около 3000. Понятно, что 22 000 человек сразу не выехали. Часть, возможно, переехала в другие районы, а основной массе людей - просто решили прекратить выплаты.
Дискриминация переселенцев наблюдается и в судебной системе.
─На законодательном уровне заложена абсолютно для нас непонятная процедура,─ продолжает Роман Лихачев. ─ Когда человек, живя в городе Харьковской области, и боясь возвращаться в Донецкую, должен ехать судиться на территорию не оккупированную, на которую перенесен с оккупированной какой-то суд. И человек должен ездить туда много раз. У нас был случай с лишением родительских прав. Женщина, у которой на содержании ребенок, должна была пять раз съездить в суд в Донецкую область, для того, чтобы лишить отца прав, который и так до этого несколько лет уклонялся и от воспитания ребенка, и уплаты алиментов, более того, даже был судим за то, что уклонялся от уплаты алиментов.
И это проблема общегосударственного масштаба, потому что суды завалены делами переселенцев, и если дискриминационные нормы и постановления не убрать, ситуация будет ухудшаться. Эта система не только лишает людей пенсии, или создает проблемы с какими-то повседневными вопросами, она ломает жизни.
─ Мальчик- ром, переселенец. В Ольшанском суде взяли под стражу. Паренек 15 лет, с массовыми нарушениями был отправлен в СИЗО, и в дальнейшем должен был быть этапирован в тюрьму. То есть, жизнь человека должны были сломать, и так как он переселенец, никто особо не собирался ему помогать, ─ резюмирует Роман.