Мы вставляем стекла в Станице Луганской, а через две недели, мы снова вставляем стекла в Станице Луганской

За два года слово «война» вошла в плоть и кровь, кажется, стало чем-то привычным. И, как это не печально, но население уже не шокируют сообщения об обстрелах, привезенные в госпитали раненые, истории переселенцев. Даже люди, живущие в зоне разграничения, умудрились приспособиться и выживать. В том же Северодонецке могут неожиданно выключить электричество или по два дня нет света в Попасной, постоянно возникают другие бытовые проблемы, связанные с обстрелами, но люди привыкли даже к этому.
─ Если мы возьмем ситуацию в поселке Трехизбенка, ─ рассказывает Виктория Булавина, сотрудник Всеукраинского объединения «Украинские Рубежи», ─ который находится на нулевой линии разграничения и довольно часто обстреливается, то у них нет газа, так как в какой-то момент пробило газопровод и там нестабильное электричество. Но этим людям нужно как-то выживать, и они в любом случае должны выстроить свою жизнь так, чтобы выжить.
Жизнь жителей зоны разграничения напоминает бесконечный «день сурка». Сегодня сделали крышу, завтра её обстреляли, послезавтра снова сделали крышу.
─ Наши коллеги из Норвежского центра по делам беженцев, ─ продолжает Виктория, ─ говорят приблизительно следующее: «Мы вставляем стекла, потому что люди нуждаются в том, чтобы им вставили стекла, проходят две недели, и мы снова вставляем стекла в Станице Луганской». Люди там не строят новое, они пытаются восстановить то, что разрушено. В этом есть принципиально большая разница. Потому что, когда у тебя, к примеру, отрезали газопровод, хочешь или не хочешь, а должен сделать себе какую-то другую систему отопления, иначе не выживешь. Если у тебя разрушена крыша, хочешь или не хочешь, ты должен восстановить свою крышу.
Большая часть ремонтных работ в районах линии разграничения делается при финансовой поддержке международных организаций. При этом разнообразные проекты включают не только срочные работы по ремонты, но и доставку гуманитарной помощи, а также участие местного населения в социальных программах и общественных работах.
Так, проект «Гуманитарная поддержка пострадавшего населения, на контролируемых и неконтролируемых территориях правительством Украины» начался в августе 2015 года и закончится 17 июля 2016 года, организация «Украинские Рубежи» реализуют его при поддержке Польского центра международной помощи. Реализуется он на линии разграничения в Донецкой и Луганской областях. Включает в себя следующие компоненты:
- Помощь гигиеническими наборами для семей и подгузниками для детей и взрослых инвалидов и стариков
- Частичная помощь в оплате аренды жилья
- Социальные работы на благо местной общины
Социальные работы позволяют чувствовать взаимоподдержку, возникает чувство сплоченности общины, поэтому население активно принимает участие в них. Это может быть какой-то мелкий ремонт, озеленение, покраска бордюра. По словам Виктории, люди объединяются и даже говорят, что они давно смогли сделать то, что давно хотели в городе: «И в частности, у нас есть проект в Северодонецке, это поддержка местного парка, небольшая перепланировка, надеемся, что в результате, парк будет обновлен благодаря бизнесу, который дает материалы и благодаря усилиям участников проекта».
На линии разграничения остались семьи с детьми. Их не очень много, в основном люди пытались выехать, но они есть. Там осталось очень большое количество стариков. В проекте гуманитарной помощи есть, кроме всего прочего, раздача подгузников. И самая большая потребность в подгузниках, это для взрослых, потому что стариков, лежачих больных, инвалидов в этой зоне осталось много.
Анализируя потребности, волонтеры и международные организации оказывают помощь местному населению в зоне разграничения в следующих направлениях: гуманитарная помощь, одежда, еда, поставка воды, гигиенические наборы, проекты развития мелкого агробизнеса, проекты самозанятости, социальные работы по улучшению жизни города и срочные ремонты. Это, конечно, не дает ощущения полноценной мирной жизни, но хотя бы помогает выживать.