«Станции «Харьков» исполнилось 2 года

«Станция «Харьков» - это простые люди с обычными судьбами и профессиями. Так было бы всегда, не прийди в Украину война. С ней в город пошел поток переселенцев, которые были дезориентированы, без крыши над головой, без документов и мобильной связи, голодные и брошенные государством на произвол судьбы. И неизвестно, что стало бы дальше с ними, если бы обычные харьковчане не откликнулись на их беду.
Первый пункт помощи «Станции «Харьков» был организован на улице Октябрьской Революции. Каждый волонтёр по-своему оказался там, став активным действующим лицом истории нашего города.
─ В четырнадцатом году, в 20-х числах июня, я позвонила подруге Ире Гаевой, предложила встретиться, чая попить, поговорить, — вспоминает волонтёр Надежда Рындина. — А та сказала, что вместе с другими волонтерами занимается сортировкой вещей для переселенцев на Октябрьской Революции. Этот пункт журналисты окрестили «Под арочкой». Я спросила: «Есть хотите?». Хотели. Купила хлеб, сыр, воду, кефир, что-то сладкое к чаю, отнесла им. Потом заходила к ним периодически после работы. 28 июля стало известно, что МЧС разрешил открыть пункт на вокзале для встречи переселенцев. С 29-го числа я и другие ребята начали там работать.
На тот момент город уже не справлялся с потоком переселенцев. Основной функцией пункта было обеспечить транзит беженцев через Харьков. Это было время, когда только открывали зеленые коридоры. Половина машин выезжала из-под обстрелов, население было в состоянии шока. Люди не знали, что делать, куда деться, им нужна была помощь. В первые дни к нам обращалось 100–200 человек, к концу августа за день мы принимали 700–800 человек.
─ Летом, 1 июля, мы с моей знакомой по «Антикоррупционной раде» пришли помочь в пункт «Под арочкой», ─ рассказывает Юлия Пименова, кодовое имя «Пчелка». ─ Там нам вручили деньги и отправили за покупками. Это были три или четыре тележки всякого разного добра: крупы, консервы, мыло, туалетная бумага — все в больших количествах. В супермаркете люди на нас смотрели квадратными глазами, некоторые задавали вопросы: «Что, война начинается?», на что мы отвечали: «Она уже вообще-то началась. Давно».
В тот день я увидела лица переселенцев, их глаза. Особенно глаза детей. В них были испуг и растерянность. Дети все понимают, даже больше, чем взрослые. И чувствуют больше. Ярко представила себя и дочь на месте этих несчастных людей. Было больно и страшно.
─ Это была середина августа 2014-го года, ─ описывает Юлия Бондарь, кодовое имя «Альтер Эго».─ Помещение было маленькое, служило одновременно и складом для вещей, и сортировочной, и там же был продуктовый склад. Я попала на наплыв людей. Принимали по триста семей в день. Волонтеров тогда еще было мало. Я спросила, что надо делать, и принялась за работу. Была на выдаче продуктов. У нас с Машей был один бейджик на двоих, на одной стороне было написано «Маша», а на другой «Юля» — так и передавали по смене. Мы грузили, разгружали, выдавали. Постоянно что-то заканчивалось. Порой было так: смотрим, у кого какие есть деньги, скидываемся на продукты, покупаем, снова раздаем.
Потом приближался сентябрь, школа, нужны были канцтовары. Кинули клич по друзьям и знакомым: у кого есть рюкзачки, у кого что. Позже я же эти канцтовары и раздавала. Сентябрь пережили. Началось похолодание. Людей много, это как раз было после Иловайска. Вещей не хватало катастрофически. Развернули кампанию по сбору теплых вещей. Я подключила сестру, она подключила мамочек с детских площадок, родители своих друзей, мой парикмахер подключила церковь.
Апогеем всего стало, когда мне привезли целую «газель» вещей, мы с мамой их сортировали, потом отвозили на «Станцию Харьков». Помню, перевозила вещи на такси, на универсале, закрываем багажник — открываются двери, захлопываем двери — открывается багажник. Это было что-то, где-то фотка осталась. Прошло еще немного времени, меня попросили заняться поселением, потом адресной помощью. Хотя это тяжело разделить, все перетекает из одного в другое
«Станция «Харьков» несколько раз переезжала, меняла помещения, каждый раз на более просторные, чтобы вместить всех, кто приходит за помощью. Долгое время параллельно работал пункт помощи на вокзале. Организация становилась больше, и все больший спектр помощи оказывали людям. Более того, если первоначально помощь оказывали в основном переселенцам, сейчас волонтёры пекутся о семьях бойцов, участников АТО, харьковчанах, семьях с детьми- инвалидами. Был реализован целый ряд проектов, направленный на адаптацию переселенцев в Харькове, переквалификацию, трудоустройство, а также обучение детей. Налажены контакты с международными организациями, такими как ЮНИСЕФ и УВКБ ООН. Были открыты новые пункты помощи в области.
Общая численность людей, получивших помощь от волонтёров «Станции «Харьков» за два года перевалила за 100 000 человек.
Сегодня организация находится по адресу: улица Дмитриевская 25. Основные направления деятельности:
- юридическая помощь 050 690 45 16
- социальная реабилитация и адаптация
- психологическая поддержка 050 67 90 599
- проведение обучающих курсов
- переквалификация и помощь в трудоустройстве 068 748 02 70
- подготовка детей к школе, логопед, детский психолог 095 638 17 13
- благотворительная и гуманитарная помощь
- временное жилье
- проведение культурных мероприятий
Тяжело сказать, сколько всего работает волонтёров в организации. Кто-то уходит, кто-то приходит. Есть такой термин «выгорание». Ведь это очень тяжело постоянно видеть людей, переживших горе. Волонтёры практически постоянно живут в стрессе. И, возможно, они бы и не справились и давно бы все бросили, если бы не харьковчане, которые откликаются на их просьбы. В социальных сетях волонтеры описывают свою деятельность, рассказывают истории тех, кто оказался в беде, просят помощи, и жители города откликаются. Так было два года назад, год, и так продолжается сейчас.
Пост Юлии Конотопцевой в Фейсбуке:
«К сентябрю 2014 волонтеров на "Станции "Харьков" было около 150 (так никто и не посчитал, сколько же точно). Сегодня примерно 110 – 170 Харьков и 40 - регионы. Мы устали, но мы еще живы. Но в первую и в последнюю очередь, я хочу сказать «спасибо» всем, кто помогал и помогает людям, попавшим в беду. Вы – и есть настоящие герои.
Мы, готовя небольшой сюрприз, стали собирать список людей и организаций, которые нам помогали, и о которых мы знали (а есть еще огромное количество анонимных помощников). По первым прикидкам, в списке уже больше 150 человек и организаций. Это много или мало? Я не знаю. Но этот список я сохраню себе навсегда. И в минуты, когда опускаются руки, буду открывать его и читать, потому что это нереально круто, что такие люди есть».