Идеологи или ретрансляторы?

Лидия Калинина  |  Понедельник , 9 февраля 2015, 04:31
Помните, как в «О чем говорят мужчины?»: «Раньше все было понятно: сделал уроки – молодец, перевел бабушку через дорогу – умница, мячиком разбил стекло – плохой. А сейчас... Вообще стало не совпадать: как хочется поступить и как правильно поступить. И хочется, чтобы было как правильно, но хочется, чтобы было, как хочется»

Вот у меня так в последнее время с работой. Вроде, в новостях все просто – придерживайся жестких стандартов: проверяй информацию, давай слово двум сторонам, забудь о личном мнении и излагай только факты. Ну – по хрестоматии. Так, да не так. В последнее время очень уж много появляется вовсе не хрестоматийных вопросов

Ну например. Среди коллег стала популярной теория – многие зверства и кошмары происходят исключительно оттого, что в эту секунду нажата кнопка REC на камере. Кадры, которые каждый из нас, наверное, просматривал десятки раз — оголтелые озлобленные люди кидают яйца в наших военнопленных, бьют кулаками их в спины, плюют в лица. И вокруг — несколько камер российского ТВ. Это шоу — для них, для журналистов.

Я не верю, что там работали актеры. Люди как люди. Им, ошалевшим от бомбежек, и правда уже все равно, кто стреляет — они просто хотят, чтобы это прекратилось. А тут им приводят солдат и говорят — смотрите, вот ОНИ! Они виноваты во всех ваших бедах! А людям в этой войне ведь так хочется, чтобы было черное и белое, свои и чужие, чтобы все было как в детстве — есть фашисты, а есть наши, освободители! И если это — фашисты, ату их!  Но не в этом вопрос.

Вопрос в том — ЧТО в этой ситуации должны делать журналисты? Опустить камеры? Не снимать? КАК можно не снимать? Как вообще можно что-либо в этой войне не снимать, когда единственное доказательство сейчас — это видео.

Коллеги пишут: чем меньше камер вокруг, тем меньше вероятности, что толпа будет вести себя агрессивно. И что? Исходя из такой логики, когда весной в Харькове захватывали обладминистрацию, когда вышвыривали оттуда майдановцев, когда избивали людей в кровь и заставляли ползти на коленях — мы должны были опустить камеры. Чтобы не провоцировать толпу. Но разве мы могли тогда их опустить? 

Разве это не было бы преступлением, в первую очередь, перед тем, ради чего мы все работаем — перед ИНФОРМАЦИЕЙ? Лица тех, кто бил, озверевшие от ненависти, искаженные злобой, тогда облетели весь мир — благодаря нашим камерам, нашим съемкам, нашим слезам после этого, трясущимся рукам и десяткам выкуренных сигарет — чтобы заставить себя собраться с мыслями и написать материал.

Я не оправдываю российских журналистов ни в чем. Я не считаю их коллегами, руки им не подам и уверена, что они - одни из главных организаторов этой абсурдной войны. Но когда говорят, что они не должны были снимать избиение пленных — этого я не понимаю. Меня учили по старой школе. Информация самоценна. Идеальный новостийный сюжет — это сюжет без закадрового текста. И, я думаю, в итоге журналистика должна к этому прийти.

А еще все чаще слышу от коллег в последнее время «показывать это — непатриотично». Вышли люди на митинг против мобилизации – не надо их снимать – это же подрывает патриотизм у зрителей. Перед новым годом получила от редакции задание – снять сюжет о том, чего ждут в 2015-м люди в приграничных с Россией селах. Материал вышел, с моей точки зрения, предсказуемый – ну не видят эти люди в россиянах врагов! 

Они всю жизнь друг к другу через огород ходили, и не собираются ничего в своей жизни менять. И по-прежнему, что бы ни происходило в стране, оттуда они будут везти бензин, а туда – колбасу. А ждут они от года – мира и чтобы все «стало, как было». Боже, сколько всего я выслушала по поводу этого сюжета.. Ведь не патриотично же! По мнению многих, видимо, эти люди сами должны были начать отгораживаться стеной от российских соседей — не дожидаясь реализации гениального проекта. Но если мы рассуждаем так – чем мы лучше российских СМИ? Когда мы отказываемся показывать какую-то часть действительности под предлогом «непатриотичности» — разве мы не создаем выхолощенную искусственную реальность?

«Да, но в условиях информационной войны – так правильно», — говорят многие, оправдывая такую «выборку». Мол – если садишься играть в карты с шулером, придется и самому мухлевать. Не согласна. Мы не перебьем их пропаганду — своей. У них – слишком большая советская школа за спиной. Бороться можно, только став противоположностью.

У меня так мало ответов, коллеги. Наверное, потому, что я никогда не работала в условиях войны. Войны, которая идет в моей стране. И мне, как тем людям, что плюют в лица нашим солдатам, тоже хочется, чтобы все было просто – как в советских фильмах о Великой отечественной. Но все не так. И в АТО воюют не одни герои. И в Донецке с Луганском живут не только «ватники», которые «сами виноваты». Нет черного и белого, увы.

Лидия Калинина, собкор ТРК "Интер" в г. Харькове