Как мы оказались в Норвегии. Долгий путь к фьордам

Евгения Гокова  |  Среда , 23 марта 2022, 13:09
24 февраля 2022 года я проснулась в начале пятого утра. В голову пришло - бомбят. Отругала себя : что за глупости?! Фейерверк? За окном глухо громыхало. Открыла Телеграм… и жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ.
Как мы оказались в Норвегии. Долгий путь к фьордам

Часть I: Так начиналась война

Харьков — Львов

Новости про заявление Путина, звонки соседей: “собирай документы, вещи, одевай детей!”, звонок из-за близлежащего поребрика от родни - “вас бомбят, прячьтесь в укрытие”, от бывшего мужа - собирайся - выезжаем. И я словно в тумане - молча смотрю на троих спящих в одной двуспальной кровати детей… 

Я старалась как можно дольше не нарушать их мирный сон, собирая вещи. Туго, неестественно, заторможенно, заставляя себя. Вспоминая, как две недели Игорь просил уехать к дяде во Львов, говоря, что будет война. Как я опрашивала пацанов, с которыми росла в родном русском селе на границе с Сумской областью, и которые работали в Москве - они не верили - говорили, максимум Донбасс заберет, Харьков не тронет, не уезжай. Я злилась за Донбасс и спорила - зачем тогда столько техники на границе?… Как позавчера днем покупая в киоске овощи я попросила две упаковки спичек. “Зачем?”,- спросила знакомая продавец. “Вдруг война”, - ответила я. “Не будет войны, не бери”, улыбнулась Лена. “Не будет? Ну тогда одну упаковку дай”...

23 февраля у меня был День рождения. 40 лет. В этот раз я не праздновала, хотя хотелось собрать “свадьбу” - увидеть всех, кого можно. Но я выбрала узкий круг и просто с детьми поехала к маме с папой. Тревожность была повышенная, плакалось с самого утра. Накануне поздно вечером на присланном мне видео я увидела бесконечные колонны российской военной техники, которая шла через родные села в сторону Сум. Местные не верили своим глазам и причитали. У меня больше не было иллюзий и надежд.

 

Вечером 24 февраля 2022 года мы выехали. 31 час в пути нон-стоп. Только заправки. На одних берут только нал, на других - только картой. Продукты, кофе не продавали. Ночевку в Киеве пришлось отменить из-за угрозы ракетных ударов. Чуть не свернули на Гостомель, смутили брошенные блокпосты. Еще в начале пути, только до Валок ехали вместо часа три, две другие пробки прошли почти все по встречке, эвакуация шла полным ходом.

Поляки найлепши. Дзенькую! Polacy jesteście najlepsi. 

Во Львове принять решение, чтобы ехать дальше, в никуда - ни родни, ни близких друзей не вспомнили за рубежом, ушло 4 дня. Как и все - не спали - бесконечно читали новости. Прислушивались к воздушным сиренам, которые часто звучали там. Наконец выехали - нужно освобождать место следующим, бегущим от войны. Львовяне - молодцы, за два часа 6 блокпостов на пути. Поехали через КПП Краковец (Украина) - Корчова (Польша). Стояли 10 часов. По сравнению с теми, кто выехал раньше и буквально жил 2-3 дня на границе это время показалось минутами.

По закону муж как многодетный - выездной, но решили, что я все же пойду отдельно, пешком. За полночь - я одна оказалась в Польше. Ждала их. Волонтеров и шатры с обогревом видела только на украинской стороне. Но может на пешем переходе они были и со стороны Польши? Не знаю.

Чудом работал не в роуминге Киевстар. Я открыла сайт, сброшенный мне коллегой - до сих пор благодарю за “подстеленную соломку” - нашла на польском объявление, где берут 4+ особы, прикинула, что сил нет ехать далеко, и выбрала ближайшее к нам воеводство. Набрала, смутилась , что поздно - сбросила. Набрала второй раз - мы почти не понимали друг друга, но я почувствовала - нам рады, нас ждут. По навигатору - в Блажова Дольна. Наш новый друг Метак встретил на въезде. Два дня мы жили в семье, принявшей нас, как родных.

Поляки улыбчивы, спокойны и деятельны. Вместе думали, что делать дальше. Это они уговорили нас ехать в Норвегию - сами работали там уже 30 лет. Основные доводы: Польша переполнена и пособие маленькое, другие страны - со своими нюансами. Норвегия, которая не входит в ЕС, казалась самой безопасной, стабильной и богатой страной. Работы там должно было хватить на всех. Метак говорил: “и шведы, и поляки ездят работать в Норвегию. Зато потом отдыхать будете в теплых странах”. Нам собрали пакет гуманитарки с едой для детей и бытовой химией для всех. Помогли с техосмотром авто и заправили машину. Купили сим-карту. Заказали билеты - каюта на пароме из польской Гдыни до Швеции для украинцев была бесплатной. Кстати, безлошадным украинцам проще лететь в Норвегию на самолете - из Кракова в день их 3-4. День в день покупка билета до 1000 злотых ( около 200 евро), если дней за десять всего 40 злотых (около 10 евро). Для беженцев опять же - делают бесплатные рейсы - уточняйте!

Друзья-поляки проводили на своем авто до полпути. Дальше мы поехали по навигатору сами. На польских автобанах без навигатора, да впрочем и с ним, легко свернуть не туда. Паром задержался на 10 часов. В очереди стояли много украинских машин. Почти все - девочки с детьми и стариками, без мужчин. На морском вокзале беженцев поили горячим и подкармливали мивиной с печеньем, детям - раздали пазлы. Взрослые общались, спрашивали друг у друга - откуда вы? Вытирали слезы. Я боялась этого вопроса, потому что каждый раз, отвечая: из Харькова - слышала соболезнующий стон, и начинала плакать. В городе остались родители.

Паром для детей, что ни говори, - приключение. Легкий вариант Титаника с хорошим концом. Детская игровая комната, ланч, за бортом - Балтийское море - как будто в кино, в другой жизни. Важно! На пароме очень дорогой вай фай, бесплатных несколько минут оставили на утренние новости. 10 часов мы были без интернета.

|

В Швеции столкнулись с проблемой - польская симка не работала, интернета не было, людей тоже. С пристани выезжали наобум. Благо в памяти гугл-карта рисовала прямой путь, помнили трассу Е6 и конечную точку Svinesund, где нас встречала норвежская семья, чтобы довезти до центра первой регистрации беженцев в Роде, Норвегия. До полного бака заправлялись в Польше, где топливо доступно по цене ( платили около 7 злотых за литр 95-го). Дозаправились в Швеции на безлюдной заправке, приложив на удачу украинскую кредитную банковскую карту. Йохууу! Сработало! Только вышло дорого - сняло 4500 гривен.

Дороги в Швеции - чистое удовольствие - узкие, спокойные - скалистые обочины с елями и березами - сказочно красивы!

Наша семья - очень яркий пример, когда ехали в никуда без средств - обналичив гривну, ставшую бесполезной в Европе. На карте она классно конвертируется и расплатиться можно везде. Наличными, даже имея евро - проблема. В Польше еще встречаются обменки. В Норвегии - только банк, мы еще до него не добрались. Но за все время переездов и две недели жизни в Норвегии мы сыты, одеты, обуты, наши первичные потребности закрыты.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...  И в нем вы узнаете, почему Национальный центр приема беженцев в Роде напоминает женскую тюрьму из американских фильмов. Какие этапы регистрации проходят все беженцы. Что дает коллективная защита для всех бегущих от войны в Украине, решение о которой приняли в Норвегии 16 марта 2022 года. Какие нужны документы на индивидуальную и сколько ждать принятие решения о статусе беженца. А главное - где. Поймете, какие возможности при этом откроются, и какие ограничения будут действовать. Ну и конечно, увидите, как живут норвежцы в коммунах вдоль ледяных фьордов, и к чему нужно быть готовым тем, кто решит здесь переждать боевые действия, либо обосноваться в Норвегии навсегда.