Харьковский тракторный завод. Второе рождение легенды

Михаил Кириленко  |  Суббота , 7 января 2017, 16:12
Некоторое время назад в интернете появилась новость о том, что легендарный Харьковский тракторный завод (ХТЗ) планирует возобновить свою работу.
Харьковский тракторный завод. Второе рождение легенды

6 января 2017 года стало известно о том, что группа DCH (компания-владелец завода), приступает к запуску ХТЗ. Президент DCH Александр Ярославский отметил, что восстановление работы завода и запуск производства в столь сжатые сроки стали возможными благодаря активному участию Президента Украины Петра Порошенко и губернатора Харьковской области Юлии Светличной.

История Харьковского тракторного завода началась в 1930 году, именно тогда было запущено его строительство, которое завершилось через год.
Уже в октябре 1931 года завод начал выпуск колёсного трактора СХТЗ 15/30, который был оснащен керосиновым двигателем мощностью 30 л.с и развивал скорость до 7,4 км/ч. Кстати, именно эта модель была наиболее популярной в СССР в 1930-1940 годах.


Интересным является тот факт, что до конца первой пятилетки (которая заканчивалась в 1932 году) завод выпустил более 17000 тракторов. Через 3 года (в 1935) с конвейера сошёл 100-тысячный трактор, а еще через год – уже 150-тысячный!

В 1937 году ХТЗ начал серийный выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. Примечательно, что если в основе СХТЗ 15/30 была конструкция американских разработчиков, то СХТЗ-НАТИ был первым трактором массового производства с конструкцией отечественной разработки.


В 1941 году из-за приближения линии фронта к Харькову было принято решение об эвакуации ХТЗ в г. Рубцовск Алтайского края, где уже в августе 1942 года начинается выпуск АСХТЗ-НАТИ. Обратно в Харьков ХТЗ вернулся еще через год. В 1943 году началось восстановление разрушенных зданий завода, а в конце 1944 года было вновь запущено производство.

Кстати, известно, что Харьковский тракторный завод во время войны выпускал даже танки! Хотя, если быть точнее, то модель ХТЗ-16 принадлежала к категории «легких танков» и, по сути, являлась обычным сельскохозяйственным гусеничным трактором, который был обшит листами брони и имел на борту пушечное и пулемётное вооружение.

В период с 1949 по 1982 год на Харьковском тракторном заводе было выпущено около 10 новых моделей тракторов, а общая численность созданных на заводе машин превысила 2 000 000! Известно, что наиболее максимальная производительность завода была достигнута в 80-е, когда выпуск продукции составлял до 70 тысяч тракторов в год. Вы только представьте это количество! Если посчитать условно и разделить общее количество тракторов на количество дней в году, то количество выпущенных машин находилось на уровне 191 в день! Учитывая особенности и технологии тех времен, это просто фантастическая цифра.

К сожалению, кризис 90-х существенно ослабил ХТЗ и открыл для него новую, далеко не самую лучшую страницу истории. Но даже несмотря на возникающие трудности, завод продолжает свою работу и даже начинает производство новых моделей тракторов.

В 2001 году, впервые за 70 лет на Харьковском тракторном заводе из-за отсутствия финансовых средств было приостановлено производство и сборка сельхозтехники. Однако, после непродолжительного простоя работа завода была восстановлена.

В период с 2002 по 2007 год на ХТЗ выпускались тракторы ХТЗ-17221 и ХТЗ-17222, модернизированные машины серии Т-150, колёсные пахотно-пропашные ХТЗ-16131, гусеничные ХТЗ-181, машины для фермеров ХТЗ-3510, фронтальные погрузчики ХТЗ-156. Кроме того, в 2007 году Харьковский тракторный завод представил общественности новую разработку — демонстрационный образец первого бульдозера украинского производства ТС-10.

Экономический кризис в Украине в 2008 году еще больше ухудшил положение завода, который был вынужден пойти на то, чтобы сначала отказаться от производства бронетехники, а затем сократить рабочую неделю из-за невозможности выплачивать заработную плату сотрудникам. В 2009 году производство на ХТЗ было остановлено на 2 месяца из-за отсутствия заказов.

После 2010 года начинается медленный выход из застоя. Завод налаживает сотрудничество с китайскими компаниями, закупая у них необходимые комплектующие для своей продукции. Кстати, модель ХТЗ-2410 (разработанная в 2013 году) оснащена двигателем мощностью около 25 л.с. именно китайского производства.

Примечательно, что в 2014 году Харьковский тракторный завод стал единственным промышленным предприятием Украины, которое завершило отчетный год с прибылью, хотя в целом ВВП страны за тот период сократился на 17%.

В 2016 году руководство ХТЗ было вынуждено в очередной раз остановить работу предприятия в связи с необходимостью стабилизации финансового положения. Ситуация была настолько сложной, что из-за невозможности выплаты заработной платы пришлось уволить сотрудников завода. Из официальных источников известно, что по состоянию на март 2016 года убытки ХТЗ превысили 200 млн гривен. Понятное дело, что в таких условиях говорить не только о возобновлении работы завода, но и о том, будет-ли он вообще работать – было невозможно.

Однако, изменения к лучшему, к счастью, не заставили себя долго ждать. В результате совместной работы собственников и инвесторов ХТЗ при поддержке Президента Украины и главы ХОГА Юлии Светличной запуск завода стал реальностью. Вряд ли нужно говорить о том, что это значимое событие для Харькова и харьковчан, потому что восстановление Харьковского тракторного завода чрезвычайно важно как минимум по двум причинам. Первая: восстановление сотен и тысяч рабочих мест. Вторая – это радостная для жителей города новость о том, что настоящая визитная карточка Харькова снова в строю. Это значит, что город, вместе со всей Харьковской областью, словно танк продолжает двигаться вперёд, возвращая горизонты былой славы.

Логическим завершением кулуарной кропотливой работы направленной на подготовку к возобновлению работы завода стал вчерашний пост Юлии Светличной в Facebook: «З завтрашнього дня відновлює роботу ХТЗ. Ситуація з підприємством була непроста, але після особистого втручання в це питання Президента України вона вирішена. Підприємство починає роботу. Відновлення промислового виробництва на Харківщині - наш пріоритет. Впевнена, що новий власник підприємства виконає усі гарантії як перед державою, так і перед трудовим колективом».

6 января 2017 года, как я уже писал в самом начале публикации, официально стало известно о том, что Харьковский тракторный завод возобновил свою работу PS: Кстати, кому интересно узнать больше о ХТЗ, предлагаю посмотреть промо-ролик завода: