Аргументы сильнее манипуляций. В Харькове состоялась финальная игра проекта «Молодь дебатує»

Понедельник , 12 декабря 2016, 18:31
Темой решающей дебатной игры стал близкий старшеклассникам вопрос «Стоит ли ввести 12-летнее образование в Украине с 2018 года?».
Аргументы сильнее манипуляций. В Харькове состоялась финальная игра проекта «Молодь дебатує»

Первым победителем в истории дебатов Jugend debattiert на украінском языке стал Эдуард Белоусов из Днепра, а ученик Лозовской ЗОШ №12 Максим Шапаренко занял второе место.

Но организаторы считают победителями всех участников проекта, всех 113 учеников 8 школ 4 регионов страны — Харьковской, Днепровской, Запорожской и Николаевской областей. В планах организаторов — расширение проекта на другие школы как в уже задействованных, так и в новых регионах Украины.

«Мы благодарны создателю уникальной методики Jugend debattiert господину Кемманну за то, что он согласился — впервые — использовать его методику за пределами немецкоязычной среды. Для молодых украинцев особенно важно уметь дискутировать на родном языке», — сказала, выступая перед финалистами проекта, депутат Бундестага 17-го созыва, эксперт по вопросам демократизации в Украине, эксперт по вопросам внешних связей ЕС Виола фон Крамон.


Участникам «Молодь дебатує» Виола фон Крамон рассказала историю Ансгара Кемманна: 15 лет назад, сам будучи студентом, он заметил, что немецким студентам не хватает умения вести дискуссию, отстаивать своё мнение, уважать чужое. Он создал для своих соучеников собственную концепцию дебатов. Со временем сеть групп, использующих методику Кемманна росла, к ней присоединялись студенты и университеты по всей стране, и спустя 15 лет методика стала повсеместной, на общенемецкие финалы приходят высшие лица государства, а их участники, как правило, добиваются успеха в бизнесе, политике, общественной деятельности. Сегодня проект по использованию методики в Украине на украинском языке поддерживает МИД Германии.

В Украине официальной целью организаторов является содействие развитию критического мышления у молодых украинцев и привлечение их к решению социально важных вопросов. Это — необходимое свойство для развития демократии в стране. Но соорганизатор проекта, советник министра образования и науки, вдохновитель движения EdCamp Ukraine Александр Элькин считает, что это лишь часть того, что даёт проект участникам.

«Он даёт самое дорогое для молодёжи — опыт, за который часто приходится платить. У нас он приобретается в атмосфере взаимного уважения и поддержки. Здесь есть дружба и сотрудничество, которые рождаются между людьми, единомышленниками, школами в разных регионах страны. Проект завершился, но связи остаются. И здесь есть возможность быть услышанными, возможность, которую, к сожалению, молодые люди получают нечасто», — говорит Александр Элькин.



По его словам, аргументы, высказанные участниками на финальной игре (её темой, напомним, стала необходимость введения 12-летнего обучения в средних школах), будут переданы в министерство образования и озвучены на заседаниях по вопросу школьной реформы. Перед и после дебатов состоялось традиционное голосование зала по обсуждаемой теме. Если до начала игры большинство зала высказалось против  — CONTRA — перехода на «12-летку», то после завершения дебатов многие изменили своё мнение на «PRO».

«Я рад, что победил в проекте, хотя главной моей целью была не победа, а опыт в подготовке аргументов для обеих сторон, в выступлении, — признался победитель проекта, ученик Днепровского городского юридического лицея Эдуард Белоусов. — Наверное, в этом и есть секрет успеха в дебатах, когда ты думаешь не о том, чтобы победить любой ценой, а о том, как лучше разобраться в теме».

Но каждый участник финала и полуфиналов «Молодь дебатує» находит в проекте ещё много ценного и важного. Любава Дендеберя из гимназии «Очаг» (Харьков) в финал не прошла, но внимательно следила за решающей игрой проекта: «Я готовила обе темы — и на полуфинал, и финальную. Поэтому я вижу, что в финале участники не успели рассмотреть все стороны проблемы, сосредоточившись на специализации. Хотя стоило сказать и о финансовой стороне вопроса, и о том, какая доля учеников и учителей поддерживают переход на 12-летнюю систему, а ведь такая статистика в открытом доступе есть. То есть сама методика помогает мне понять, где в рассуждениях есть слабые места или пробелы, позволяет рассмотреть тему со всех сторон. Я уверена, что многие из тех, кто сегодня участвовали в проекте, станут политиками и смогут убеждать других силой аргументов, а не манипуляций. Очень хочу, чтобы кружок «Молодь дебатує» появился в нашей гимназии».



Любаву поддерживает ученик Лозовской ЗОШ №12 Максим Шапаренко, участвовавший в финальной игре и занявший второе место: «Опыт дебатов всегда пригодится в жизни, потому что вся наша жизнь состоит из обсуждений и споров на разные темы, как в процессе учёбы, так и в профессиональной деятельности. Я хочу стать хирургом, и мне нужно будет уметь доказать коллегам правильность своего решения. Самое время вспомнить принципы Jugend debattiert».

Сейчас участники дебатов возвращаются в свои города с твёрдым намерением продолжить традиции «Молодь дебатує» в школах и университетах. Через несколько лет, уверены организаторы, они станут людьми, принимающими решения, и помогут изменить страну.

Проект реализован в партнёрстве EdCamp Ukraine и Sonnenberg Kreise e.V. и проводится в Украине по программе содействия гражданскому обществу при финансовой поддержке Министерства иностранных дел ФРГ и методической поддержке Jugend debattiert. Организаторами проекта являются люди, имеющие многолетний опыт воспитания молодёжи в духе демократии, равенства и толерантности.