Альянс гражданских активистов и власти поможет горы свернуть. И даже побывать в Лувре, не покидая Харьковской области - Андреас

Ростислав Касьяненко  |  Среда , 18 апреля 2018, 21:02
Харьковский волонтер и общественный деятель Мария Андреас влилась в команду главы облгосадминистрации Юлии Светличной осенью 2017 года. В интервью "Дозору" советник губернатора рассказывает о том, какие из общественных организаций области существуют не "на бумаге", а ведут активную деятельность в регионе, чем занимаются Коррдинационные Советы при департаментах ОГА и приводит кейсы позитивного сотрудничества волонтеров с областной властью. Не забывает и о дорогах, лекарствах для онкобольных, музеях и фестивалях.
Альянс гражданских активистов и власти поможет горы свернуть. И даже побывать в Лувре, не покидая Харьковской области - Андреас

Мария, сколько у нашего губернатора советников? Чем они занимаются, и в чем состоят, например, твои функции?
М.А.: На сегодня их 16. У каждого советника есть свои задачи и свое направление. Кто-то является советником по территориальной обороне, кто-то - по работе с ветеранами АТО, информационной политике и т.д. Я – советник по связям с общественностью и гуманитарным вопросам.

А, к примеру, Света Резван?
М.А.:  Она тоже советник по гуманитарным вопросам

Хорошо. А Павел Федосенко?
М.А.:  По информационной политике.

Юрий Чевордов?
М.А.:  Советник по массовым коммуникациям.

Я же правильно понимаю, что «связи с общественностью» – это коммуникация с жителями области и общественными организациями? Назови несколько наиболее активных из «живых», которые реально ведут какую-то деятельность.
М.А.: Абсолютно правильно. Активных, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. Первый блок – те, кто активно помогает детям и семьям, попавшими в сложные жизненные ситуации, занимается работой с детскими и образовательными учреждениями. Например, благотворительные фонды «Допомога – це я», «Волонтери: дорослі-дітям». В свою очередь БФ «Харьков с тобой» делает акцент на культурной жизни города и области, а фундация «Восток-Запад» ведет интересный проект «Кусаноне», участвуя вместе с японским народом в мега-проекте «Хоспис - согрей сердце любовью».

Есть ряд молодежных патриотических организаций (например, «Пласт») и тех, кто занимается военно-патриотическим воспитанием («Східний корпус») или вопросами ветеранов АТО («Спілка ветеранів АТО»). Экологическую нишу достаточно долго уже занимает «Зеленый фронт». В свое время гражданская платформа «Евромайдан» объединила много активистов, дав некоторым из них «путевку в жизнь». Среди организаций, которые борются с коррупцией стоит отметить «Антикоррупционный центр», «Антикоррупционный блок участников АТО». «АКЦентр» по-прежнему помогает переселенцам. И волонтеры все так же ездят в АТО – ничего не изменилось.

Помню, как три года назад мы с тобой участвовали в создании Общественного Совета при обладминистрации, когда на старте процесса зарегистрировались более 300 общественных организаций...
М.А.: 
В прошлом году ситуация была ещё более напряженной: заявки подали уже около 400 организаций, 42 кандидата от которых прошли в Совет.

И что, ты всех из них знаешь в лицо?
М.А.: Представь себе. Что самое интересное: на этот раз это совсем не те люди, которые были в Общественном Совете предыдущей каденции.



Скажи, а по каким вопросам существуют Координационные Советы? Совет по патриотическому воспитанию молодёжи, в который мы с тобой входим, был собран для того, чтобы удовлетворить требования общественности…
М.А.:
 …а также обсудить реализацию проектов, найти единомышленников и заручиться поддержкой органов власти. Это отличные площадки для координации действий не только со властью, но и внутри самого гражданского общества. Есть коордсоветы по работе с ветеранскими организациями и по популяризации спорта.

Можно привести какой-нибудь положительный кейс такой коммуникации.
М.А.:  Буквально месяц назад многие стали свидетелями ситуации, когда одна известная волонтерская организация договорилась с Австрией о поставке препаратов для хииотерапии и поддержки онкобольных. Однако, чтобы получать Международную гуманитарную помощь, общественная организация должна быть внесена в Госреестр получателей гуманитарной помощи. А для того, чтобы ее внесли в этот реестр, нужны гарантии органа местной власти, который подтверждает статус организации: что она не фейковая, что реализует соответствующие проекты и т.п. Как только Юлии Светличной доложили о ситуации с проектом «Онко-дозор», мы оперативно включились – подготовили с Михаилом Черняком письмо на Минсоцполитики, и вопрос был оперативно решен.

А как волонтеры получали такие препараты раньше?
М.А.: Это первый прецедент. Они 2 года (!) вели переговоры с австрийским поставщиком двух видов препаратов: для химиотерапии и иммуномодулирующего. Одна их порция стоит порядка 9000 долларов, то есть, очень дорого. И когда поставщик готов был отдать именно этой общественной организации – не напрямую в клиники, потому что доверия к нашим клиникам у иностранцев нет – возникла бюрократическая преграда в виде гарантий органа власти для Минсоцполитики. Мы приложили максимум усилий, подключив личные связи департамента здравоохранения ХОГА, поэтому, когда руководитель проекта Елена Шержукова пришла на повторную комиссию, ей сказали: «А чего Вы пришли? Ваш вопрос уже давно решен». После оформления документов поставки  проект будет реализован под контролем этой общественной организации, и пациенты Харьковской области получат необходимые медикаменты.

Мы случайно потом не узнаем, что это все «здобула» известная оппозиционная партия?
М.А.: Нет. Лена – опытный волонтер, и не даст никому из политиков «снимать сливки» со своей работы. Более того, она готова на будущее подавать такие проекты, как совместные от региона, чтобы избежать таких досадных коллизий с Минсоцполитики. Есть такой же реестр на уровне области и, если заводить гуманитарку на уровне региона, это сразу можно делать под гарантии местной администрации. Думаю, это будет огромный вклад в "буксующие" сферы здравоохранения.

Можно назвать примеры симбиоза действий власти, энтузиастов, гражданских активистов и бизнеса, скажем, в культурной сфере?
М.А.: В первую очередь, это фестивали «Перлини Слобожанщини» в Краснокутске и Верхнем Салтове, «Вертеп Фест» и «Харьков мьюзик фест». Кстати, «Перлини Слобожанщини» стали отправной точкой для решения проблемы Пархомовского музея – прекрасный пример кооперации усилий общественников и власти.

Уникальный музей в районном центре Харьковской области вернул свое здание, заложенное предыдущим владельцем. И произошло это после того, как наш социальный партнер благотворительный фонд «Харьков с тобой» провел там масштабный культурный фестиваль «Перлини Слобожанщини», акцентировав внимание на проблеме. Путем переговоров облгосадминистрации удалось добиться решения о передаче коммерческим банком здания музею. И теперь экспозиция из 6 тысяч экземпляров, имеющая оригиналы Врубеля, Рембрандта, Пиранези, Пикассо, Матисса, Сезанна, Малевича, Рериха, Ренуара и других, обрела свой родной дом. У тех, кто не был в Лувре, Уффици, Боргезе или Эрмитаже, есть хорошая возможность посмотреть на эти шедевры, не покидая пределов Харьковской области.

«Харьков мьюзик фест» мы делали вместе с корпорацией «Фактор», Плиточным заводом и Оперным театром – гала-концерт состоялся 29 марта. «Вертеп фест» мы помогали делать фонду «Харьков с тобой» вместе с «Пластом»: департамент культуры собрал на центральной улице города множество коллективов, которые приехали не только с Харьковской области, но и из других регионов. Этот парад вертепов, пройдя по Сумской, дал гала-концерт на площади Свободы и потом по разным локациям в городе – станциям метро, торговым и развлекательным центрам –  разные коллективы исполняли рождественские песни, щедривки и колядки.

Социалка и гуманитарка – это ключевые вопросы, по которым к тебе обращаются как к советнику губернатора?
М.А.: 
Когда обращаются организации, там вопросы, скорее, координационные: сконтактировать с профильным департаментом, дать возможность что-то рассказать и реализовать. Есть еще ситуации, когда не организации, а простые харьковчане пишут в личку на Facebook, рассказывают о вопросах, которые провисают на уровне районов...

Прооясни, пожалуйста, спор по дороге, возникший на последней Коордраде по патриотическому воспитанию.
М.А.: Это еще что! Вот недавно активисты обратили внимание на Змиевскую трассу на территории одного мажоритарщика-депутата… Приезжали и в буквальном смысле замеряли глубину ям – дорога, и впрямь, абсолютно в негожем состоянии.

Речь идёт о парламентском округе владельца телеканала NewsOne?
М.А.: 
Именно. Вопрос, на самом деле, очень актуальный, поскольку эта дорога является связующей для большого количества населенных пунктов, а ее не было в планах на ремонт. Это – трасса общегосударственного назначения, и поэтому она находится на балансе Укравтодора, не области. И, к сожалению, облсовет не можем выделять средства на ее капитальный ремонт. Но просьбу жителей депутаты услышали, и на последней сессии, губернатор зафиксировала увеличение средств на текущий ремонт до 50 млн гривен  из областного бюджета на 2018-й  год. Юлия Александровна также направила  письма в Кабмин и Укравтодор с просьбой включить эту дорогу в список на капремонт в ближайшем будущем. Только так есть шанс получить ощутимое финансирование, которого хватит на ремонт трассы.

И что, вот так каждый может написать: отремонтируйте нам дорогу, и  вопрос будет решен?
М.А.: Вообще председатель ХОГА очень легко откликается на конструктивные просьбы и обращения. Те из них, что приходили ко мне, я сразу транслировала главе обладминистрации. После этого Юлия Александровна подключала к решению проблемы профильного зама или директора департамента и, если существовала возможность решить – ставилась такая задача.


Продолжение следует...

Во второй части интервью – о том, как Светличная лоббирует в Киеве интересы жителей Песочина, чему волонтер может поучиться у Госслужбы, как глава Волчанского района будет учить с «пластунами» украинский язык, о туристическом «клондайке» Харьковчщины и самой большой субвенции на местные дороги.