Балканские заметки или чем боснийский опыт хорош для Харьковской области
Мое знакомство с Боснией состоялось в рамках проекта «Навчальні програми професійного зростання", организованного USAID, до этого я никогда не был в Боснии.
Начну с того, что опыт Боснии и Герцеговины (БиГ) очень интересен для Украины.
Немного истории
Как известно, после распада Югославии в 1992-1995 на территории Боснии шла война. Конфликт имел этнические корни, что отличает его от нашего АТО.
В 1995-и году в результате Дейтонских соглашений Босния начала привыкать к мирной жизни. 22 года без войны. 22 года усилий по возвращению переселенцев и беженцев. 22 года усилий по восстановлению разрушенного.
На сегодняшний день страна поделена на два энтитета: Сербская Республика, Федерация Боснии и Герцеговины. Основным законом страны является Дейтонская конституция, по сути внешняя конституция, принятая в США, основана на принципах равенства и отсутствия дискриминации, на международной системе защиты прав человека.
В стране три президента: сербский, хорватский и боснийский, каждый из которых правит по 8 месяцев, 136 министров – в каждом кантоне имеется свое правительство.
До войны в Боснии жило около 4,0 млн., сейчас – 3,5 млн. По приблизительным данным количество беженцев и переселенцев оценивается цифрой до 2,2 млн. (1,2 - беженцы, 1,0 - переселенцы), то есть около половины всего населения. При этом они вернулись либо на места прошлого проживания, либо на места компактного проживания этнических национальностей: боснийцы к боснийцам, сербы к сербам.
В БиГ был сделан упор на возврат имущества и добровольность возврата. Если ты принял решение вернуться в свой дом, то в случае его повреждения, государство компенсировало затраты на его восстановление (в результате военных действий в стране было разрушено более 450000 домов). Интересно, что статус переселенца предоставляется только тем, кто вернулся на старое место жительства. Как альтернатива, вернувшимся была предоставлена возможность проживания в коллективных центрах, которые немного похожи на наше модульные городки, с тем отличием, что коллективные центры – это места постоянного проживания, а не временного.
Замечу, что на мой взгляд, БиГ не является демократической страной, так как избирательное право есть только у трех народностей: сербов, хорватов, боснийцев.
Ставка на МСБ
За 22 года Босния получила финансовой помощи на 16,5 млрд. долл. и это на 3,5 млн. населения на сегодня. Деньги тратились на создание жилья, рабочих мест, инфраструктуры, ведь за годы войны было уничтожено 75% инфраструктуры. При этом была сделана ставка на МСБ. Поясню. Много внимания уделяется развитию сельских территорий, т.к. это практически единственный значительный ресурс. В селах создаются сельскохозяйственные кооперативы. Так сельские жители, в частности сельские подворья, выращивают овощи, фрукты, которые выкупаются кооперативами, обрабатываются и продаются дальше в страны Евросоюза. Такой опыт интересен для Харьковской области – у нас такой же объем земельных и человеческих ресурсов, но у нас еще есть преимущество – у нас земля лучше! В общем, та модель, которую мы увидели – это возможность создать рабочие места на селе как для местных жителей, так для переселенцев и ветеранов АТО. А это повлечет за собой наполнение бюджета местных территориальных громад и возможность решать за эти деньги социально-экономические проблемы на местах.
Кооператив, который мы посетили, – семейный, дела ведут муж и жена. У них сад из 3000 деревьев черешни. При этом, внимание! Вся их продукция на 2 года законтрактована и отправляется в Бельгию. Т.е. на 2 года они обеспечены работой. Но самое смешное, что черешня, которая у них растет – мелитопольская, привезена из Украины. Соотношение цены на черешню в Боснии и Бельгии – 1:2, получается заработок в 100%. Если бы мы поставляли такую черешню, то разница, по моим подсчетам, была бы трех, а то и четырехкратная. Но у нас бизнес пока еще не ввел у себя нормы европейского технического регулирования, и есть проблема формирования товарной партии, той минимальной партии, которую готовы купить в Европе.
Еще нам показали бизнес инкубаторы, где переселенцы могут временно размещать свои бизнесы. Например, мы видели швейное производство, где работает 160 человек, и у них средняя зарплата выше в 4.5 раза, чем минимальная по стране.
Несмотря на все это, реформы в БиГ проходят медленней, чем в Украине. Показательно, что при такой активной и значительной финансовой мировой поддержке, они находятся ниже Украины в рейтинге Doing Business.
Особенности налоговой системы
Налоговая система – сложная. Никто так и не смог мне доступным языком о ней рассказать. Советовали поискать аудитора или бухгалтера. У них очень громоздкая, длительная и дорогая процедура регистрации бизнеса, которая занимает 60 дней и стоит 1000 евро. При этом регистрация бизнеса происходит через суд. Что, как мне кажется, обусловлено желанием создать препятствия для тех, кто хочет зарегистрировать фиктивную фирму.
Удивительно, страна находится в экономическом кризисе и без видимых существенных изменений с 2006 года (со слов местных), но при этом у них несколько лет почти нет инфляции. Национальная валюта, конвертируемая марка, стабильна. Что позволяет быть относительно спокойным за свой бизнес – как бы плохо не было, но завтра внезапно хуже не станет.
О безработице и коррупции
В БиГ очень высокий % безработицы – 43% по информации Службы запошлевания (занятости – по-боснийски), по методике Международной организации труда – 24%. Но интересен сам учет безработных. Безработным считается человек, который не ведет активные поиски работы. Если же хотя бы иногда он размещает свое резюме на сайтах или приходит в центры занятости, то он исключается из числа безработных – работу же как-никак ищет!
Коррупция
Наличие коррупции признается. Более того, на одной встрече нам сказали, что международные доноры признают, что в некоторых случаях только 5% из 100% выделенных средств расходуется по назначению. Но тем не менее они продолжают вкладывать деньги в БиГ, потому что ЕС нужна стабильность в стране, которая находится в середине Европы.
И напоследок интересный факт: быть госслужащим считается престижным. Их чиновники получают очень хорошие зарплаты, разница может быть 30-40 кратной по сравнению с зарплатой в частном секторе.
В общем, есть о чем подумать и кое-что начать внедрять у нас в области, тем более, что боснийские коллеги готовы помогать в качестве экспертов.