Оружие и свобода
По его словам, данная инициатива нашла понимание и поддержку лично у президента страны. «Надеюсь, что будет принят закон об оружии, регистрации, возможности его приобрести и весь комплекс вопросов, которыми занимается МВД», - сообщил Шокин.
На фоне того, что в милиции категорически против вооружения граждан, а общество неоднозначно относится к самой идее «человека с ружьем», заявление Генпрокурора, как по мне, выглядит революционно.
Дискуссия на тему, дозрели ли украинцы до легализации оружия, и что будет в случае, если власть все-таки отважится вооружить мирных граждан, ведется не один год. Еще при Януковиче министр юстиции Александр Лавринович говорил: «Не вижу опасности повышения криминогенной ситуации в случае, если люди будут приобретать травматическое оружие, но, ни в коем случае, не боевое». Предложение Генпрокурора уже поддержал первый заместитель председателя Верховной Рады Андрей Парубий. «Готовность общества к владению оружием определяется уровнем его зрелости. Думаю, украинское общество сегодня достаточно зрелое. Подтверждение тому – события на Майдане и на востоке страны. Много молодых людей добровольно поехало на фронт, чтобы защитить свою землю. Разве способность защитить себя не показатель зрелости? Я считаю, что сегодня велика необходимость в принятии закона об оружии», - резюмировал Парубий.
За время существования Верховной Рады было зарегистрировано 20 законопроектов, касающихся оружия, но все они были провалены. Уже в новом парламенте, в декабре 2014 года, был подан неплохой законопроект «О гражданском оружии и боеприпасах». Над ним работал 31 депутат из разных фракций, а также члены Ассоциации владельцев оружия. Однако, он тоже остался только благим пожеланием.
В принципе правы те, кто говорит, что защищать граждан должны правоохранительные органы, которые существуют за счет налогоплательщиков. Вместе с тем, украинцы отлично осознают, что в случае беды за них никто не заступится: ни власть, ни милиция, ни суды. Поэтому в вопросах безопасности полагаться приходится исключительно на собственные силы, и два Майдана это отчетливо показали. Пацифисты могут сколько угодно умничать, но, как показывает мировой опыт, оружие и свобода - понятия неотделимые. Во все времена владение оружием отличало раба от вольного человека. Свободным считался только тот, кто способен был защитить себя и свой дом. Противники вооружения утверждают, что это вам не традиционная харьковская забава - метание зеленкой. Якобы стрелять тогда начнут повсеместно. На этой распространенной страшилке основывается весьма любопытный парадокс. При том, что незащищенными в собственной стране чувствуют себя 76% украинцев, лишь 13% поддерживают свободное владение оружием. Между тем, мировая практика говорит как раз об обратном – вооруженные люди стреляют на улицах меньше. За примерами далеко ходить не надо. В Эстонии разрешение на приобретение короткоствольного огнестрельного оружия было узаконено в 1992 году. Как результат, за 7 последующих лет уровень преступности снизился на 80%. В Польше после того, как граждане получили возможность покупать и носить оружие, преступность уменьшилась на 34%. В Словении этот показатель снизился на 50%. Даже в постсоветской Молдове, где население давно вооружено пистолетами, виден ощутимый прогресс. Что мы хуже молдаван, которые уже год, как ездят без виз в Европу?
«Сегодня легально владеют оружием 1,5 млн украинцев, у которых есть 2,5 млн охотничьих ружей и карабинов. Это оружие намного опаснее, чем пистолеты и револьверы, которые хотят официально разрешить», - утверждает глава наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин. Еще несколько миллионов единиц вообще нигде не учтено. В МВД констатируют рост числа преступлений с использованием огнестрелов. Но они должны признать, что легальное оружие, как правило, не используется для совершения преступлений. Это говорит о том, что общество готово к легализации оружия, несмотря на общую нервозность и стресс, связанный с АТО.
Ни для кого не секрет, что сегодня купить на «черном рынке» пистолет не представляется никакой проблемой. Криминальный мир давно вооружен до зубов. Пьяные «менты» и бандиты с журналистскими «корочками», размахивают «стволами», где не попадя. Оружием владеет большинство народных депутатов, министры, губернаторы, мэры и другие высокопоставленные чиновники. Это простое и эффективное средство самообороны, которое недоступно простому человеку. Себя же власть имущие охраняют надежно: с помощью спецподразделений, МВД, СБУ, охранных фирм. Недавняя история с захватом заложников в Люботине показала, что люди оказались беспомощными перед «человеком с ружьем».
Наверное, власти пора стать честнее и называть вещи своими именами - она просто боится собственного народа. После героев Небесной Сотни и бойцов, прошедших Иловайский котел или Донецкий аэропорт, на новый Майдан уже никто с палками и деревянными щитами не пойдет. Хотите знать настроение народа - спросите у ребят из добровольческих батальонов. Хватить делать вид, что проблемы не существует. Оглянитесь вокруг - средств потенциальной опасности предостаточно: от автомобилей и кухонных ножей до «паленой» водки. Ежегодно в Украине в ДТП погибают свыше 5 тысяч человек и более 40 тысяч получают тяжелые травмы. Но существование пьяного лихача за рулем не должно лишать добропорядочных автолюбителей возможности приобрести машину. Водка в Украине ежегодно косит больше людей, чем погибло за все время войны в Афганистане, но наличие алкоголиков не должно быть препятствием нормальным людям выпить сто грамм на праздник. По логике «всех перережут» можно запретить даже кухонные ножи. Ведь ими совершается больше убийств, чем всеми остальными видами оружия вместе взятыми.
Если не легализовать оружие сейчас, то после окончания войны на Донбассе и даже раньше, общество столкнется с проблемой массы неучтенных стволов. Естественно, никто не говорит, что автоматы должны продаваться в супермаркетах вместе с варениками. Здесь важна процедура и жесткий контроль. Для получения травматического оружия нужно будет, как на водительские права, сдавать экзамены, пройти медкомиссию, оформить все необходимые документы. Должны быть четкие ограничители и жесткие устрашающие меры. Так, скажем, во Франции за несанкционированное владение оружием предусмотрен не только штраф от 100 тыс. евро, но и лишение свободы на 7 лет. Не думайте, что все сразу кинутся скупать пистолеты. Кому надо это уже давно сделали. Журналисты, например, имеют право на ношение оружия, но по опыту знаю, что в Харькове этой привилегией воспользовались лишь единицы.
Сегодня система подготовки владельцев оружия несовершенна, потому что находится под Министерством юстиции. Вывести ее из Минюста можно только после принятия закона об оружии. Как только его утвердят, будет разработана правительственная программа, которая установит правила подготовки собственников оружия. На курсах станут обучать не только навыкам стрельбы, но и тому, как безопасно обращаться с оружием, когда целесообразно его использовать, как оказывать помощь пострадавшему. Естественно, параллельно при этом надо не показушно, а на деле реформировать всю систему МВД. Пока само наличие травматического оружия способно отпугнуть грабителя, убийцу или извращенца. А иногда и просто «мажора», чувствующего безнаказанность в прогнивших с ног до головы силовых структурах. Именно физическая беззащитность добропорядочного гражданина перед насилием является одной из основных причин дерзости злоумышленника, его уверенности в своем превосходстве. То, что Генпрокурор и Президент Украины на словах не боятся вооруженных свободных граждан, уже вселяет оптимизм. Теперь дело за малым – перейти, наконец, от слов к делу.