Моральность в политике

Вторник , 9 июня 2015, 16:50
Сложно сказать, что стало переломным моментом в сознании советских людей в их стремлении к демократическому обществу. Для одних журнал «Огонек» и программа «Взгляд», для других – фильм «Покаяние» и песни Цоя, для третьих – возможность носить джинсы и есть гамбургеры. Но одно событие времен Перестройки не оставило равнодушным никого – I Съезд народных депутатов СССР.
памятник сахарову в вашингтоне

Миллионы граждан одной шестой части суши прильнули к экранам телевизоров, чтобы воочию лицезреть, как прямо у них на глазах вершится история и меняется облик Отчизны. С того времени, по большому счету, начался необратимый процесс падения империи зла. Для харьковчан тот период ознаменовался созданием гражданского движения комитет «Выборы-89», а для всей страны несколькими знаковыми выступлениями академика Андрея Сахарова.

Самое известное из них пришлось в день закрытия съезда, ровно 26 лет назад, 9 июня 1989 года. Именно тогда с главной трибуны страны прозвучали слова, что съезд не выполнил главной задачи – не реформировал власть и не отменил шестую статью Конституции, закрепляющую монополию компартии.

Собчак, Старовойтова, Попов, первые борцы с коррупцией Гдлян и Иванов, Межрегиональная депутатская группа, начало восхождения на политический Олимп Ельцина – в знойное лето 89-го, казалось, еще немного и вся фальшь и гнилость советской системы рухнет, как карточный домик. Как позже напишет один из участников тех событий, историк Юрий Афанасьев: «Люди надеялись на перемены, это был всплеск надежды, что можно жить по-другому».

Конечно, с высоты трех украинских революций, великих общественных потрясений и тотального разочарования, цинизма власть предержащих и гибридной войны, можно по разному относиться к наследию I Съезда народных депутатов СССР. Однако, как бы там ни было, со своими основными задачами та плеяда идеалистов-политиков вполне справилась. Через пару лет Советский Союз пал, свобода слова и частная собственность, мирные демонстрации и рыночные законы – все это, казавшееся тогда чем-то из области фантастики, стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Несмотря на колоссальное сопротивление агонизирующей компартии с ее агрессивно-послушным большинством, Сахаров и его единомышленники оказались победителями потому, что в основу угла поставили нравственные императивы в политике. Сергей Аверинцев, Алесь Адамович, Василий Быков, Юрий Карякин, Виктор Пальм, Юрий Черниченко и многие другие моральные лидеры эпохи стали фундаторами грандиозных изменений в стране. Была сделана попытка не только построить социализм с человеческим лицом, но и, на место пропитанной тотальной системы лжи, создать совершенно новые взаимоотношения власти и общества. Конечно, просуществовало это недолго, но все-таки смогло дать свои ощутимые результаты.

С тех пор мы не раз слышали, что определять курс страны должны профессионалы, маститые юристы и экономисты, правительство технократов, хозяйственники, хорошие администраторы, молодые политики, люди с Майдана, - критерии варьировались в зависимости от конъюнктуры, - но ни разу общество в основной своей массе не затребовало в высших эшелонах власти моральных авторитетов. В конце концов, за четверть века поколение диссидентов, несгибаемых борцов с режимом, прошедших лагеря и ссылки, кануло в Лету.

Потенциальные «сахаровы», «аверинцевы», «быковы» ушли во внутренний затвор, эмигрировали или маргинализировались в глазах современников. Новая генерация «честных и принципиальных» сводила концы с концами под грузом псевдореформ 90-х, безвременья «нулевых», разочарования от бесплодия «оранжевой» революции, тягот беспредела братвы Януковича. События Евромайдана и последующей войны снова вынесли на гребень политической волны целую плеяду неравнодушных активистов и волонтеров.

Увидев в них силу, старые элиты снова пытаются их разделить, купить, дискредитировать, ввести в соблазны, сделать игроками своей привычной нечистоплотной игры. Так бывало уже не раз и будет дальше, если общество не затребует иные ориентиры. Деятельность и мужество, ум и предприимчивость, идеализм и пассионарность – все это замечательно и крайне необходимо для изменения системы, но, как показывает практика и исторический опыт, все-таки недостаточно. Вечные всхлипывания о моральности и нравственности в политике оказываются не просто абстрактными разглагольствованиями доморощенных философов, городских сумасшедших и одиноких дамочек постбальзаковского возраста. Хочет кто-то того или нет, - сегодня это неизбежная реальность, с которой всем приходится считаться. Без нее все опять будет вращаться по замкнутому кругу, ибо никто не может вернуться в прошлое и изменить свой старт. Однако каждый может стартовать сейчас и изменить финиш. При войне всех против всех в итоге побеждают самые мудрые, а то, что украинский народ именно таков, на протяжении последних лет он доказывал неоднократно.

С той знаменитой речи Сахарова под занавес I Съезда народных депутатов СССР 9 июня 1989 года прошла уже вечность. Сегодня она кажется наивной, романтичной и слегка инфантильной, и все же именно она дала толчок к реальным переменам в стране. Пока мы будем отмахиваться от моральной составляющей в политике, нас ждет неизбежное топтание на месте. Потому что, как любил повторять академик Сахаров: «В конечном счете, самым прагматичным выбором всегда оказывается выбор нравственный».