Another brick in the What? Крик души харьковского студента
К началу учебного года, вполне уместным кажется мне написать несколько строк о нашей системе высшего образования. К сожалению, я не могу объективно судить об образовательном уровне во всех ВУЗах страны, но если он такой же, как и в моей Alma Mater (ХНУ им. В.Н. Каразина), то дела студента если и не безнадежны, то очень плохи. Окончив школу в 2009 году, я точно знал, куда хочу поступить – только ХНУ и только филологический факультет, но родители уговорили подать документы еще в несколько ВУЗов «для подстраховки». То, что мне придется учиться именно в «подстраховочном» институте, стало для меня очень неприятным сюрпризом. Год моей первой попытки поступить на желаемый факультет до сих пор помнится годом «конкурса справок», когда люди, которые по той или иной причине имеют ограниченные способности, получили неограниченные возможности. Имея на руках хороший сертификат ВНО, я оказался в списке абитуриентов значительно ниже черты, за которой заканчивались бюджетные места, выбор мой был невелик, и я пошел учиться в Харьковскую академию городского хозяйства.
Уже через месяц учебы там я понял, что буду пробовать поступить на филологический снова. Ничего хорошего об Академии я сказать не могу, скорее всего, потому, что мне очень не нравилась моя специальность; единственное, что запомнилось – это то, что в академии я впервые столкнулся с коррупцией, именно там я в первый раз протягивал преподавателю «пополневшую» от нескольких купюр зачетку. Частично сдав летнюю сессию, я забрал документы из Академии и снова попытался поступить на филологический в Университет. Удача, в лице Министерства образования, была более благосклонной ко мне, возможно, после того, как, по окончанию первого года обучения, у части льготного контингента «воскресли» погибшие при исполнении служебных обязанностей родители, а у части – «отросли» потерянные конечности. Я поступил.
Эйфория от того, что я все-таки учусь там, где давно хотел, продлилась чуть меньше года. Весь первый семестр я был крайне воодушевлен, мне нравились все предметы и некоторые преподаватели. Были, конечно, личности, ввергавшие меня в глубочайшую фрустрацию: Тарас Олексович Чугуй, который мнил всех студенток по уши влюбленным в него и позволявший себе назвать студента «дурная морда» – ярчайший тому пример. И вот я уже не «первак», я сдал две сессии, я – студент второго курса филологического факультета, специальности «украинский язык и литература». Еще с середины второго семестра я начал отмечать, что очень часто преподавателям совершенно все равно, как учится студент. Складывалось ощущение, что единственная задача, которую для себя ставят педагоги – отчитать положенное количество часов и кое-как выставить оценки, «подгоняя» их под отчетность. Об этом ясно говорила фраза одной из преподавательниц, сказанная моей подруге, которая сдавала экзамен последней: «Ты так хорошо все знаешь, ну что ж ты так поздно пришла, я уже все пятерки выставила, тебе – четыре».
Сомневаться не приходится, в Университете присутствуют определенные квоты на оценки. Тогда я списал это на то, что на моей специальности целых 4 группы, значит, каждого отдельного студента ценят гораздо меньше (тогда я еще думал, что студента ценят). В тот момент «шило-компас» во мне начало показывать в сторону отделения русского языка и литературы. Сдав академическую разницу, я перешел в единственную группу этой специальности. Действительно, отношение преподавателей, ведущих профильные дисциплины, оказалось несколько иным, больше требовали, больше помогали, в целом, относились лучше.
В конце первого курса нам сообщили, что у нас будут предметы «на выбор», я «осторожно» обрадовался; эта осторожность спасла меня от жесткого разочарования, помогла мне спокойно принять то, что выбор – это не когда ты выбираешь предметы из огромного списка доступных, посещая лишь те, в которых заинтересован, выбор заключается в том, что тебе дают список из трех предметов, два из которых ты обязан выбрать. Сегодня я узнал, что в первом семестре третьего курса нам было предложено на выбор два предмета, из которых нужно выбрать два (sic!).
Совершенно разочароваться в системе образования я успел еще до окончания второго курса. Одной из главных причин стало, как уже упоминалось выше, тотальное равнодушие преподавателей. Не поймите меня неправильно, я не считаю, что преподаватель должен носиться вокруг каждого студента, как учитель в школе, но человек, ставший преподавателем, должен действительно страстно желать поделиться знаниями, а не просто отчитать с распечатки определенное количество академических часов. Большинство преподавателей – дети позднего СССР, вследствие чего очень многие из них крайне циничны, без намека на амбиции, считающие преподавание – унылой, серой рутиной, от которой уже никуда не деться. К моей радости, среди преподавательского состава все же встречаются люди, искренне считающие свою деятельность призванием, искренне жаждущие отдавать свои знания, и эти несколько человек действительно способны компенсировать своим рвением безыдейность и пассивность своих коллег.
А вот теперь я хочу рассказать о том, от чего действительно хочется плакать, и я не преувеличиваю. Позвольте рассказать о тех предметах, которые включены в программу, многие из них не просто бесполезны, они истинно вредны, они отнимают время, которое студент вполне мог бы потратить на изучение интересных ему предметов. Судите сами: физкультура на филологическом факультете преподается 6 семестров, философия – один, а каждый год, начиная со второго курса, студентам читается курс ОБЖД, меняется название, но не суть предмета: «валеология», «медицина», «охрана труда», «охрана труда в отрасли». Написав о предмете «ОБЖД», не могу не вспомнить доцента кафедры валеологи Шахненко Вячеслава Ивановича, который на полном серьезе рассказывал студентам о том, что куриц кормят радиоактивной пищей, и вся радиация «из-за силы тяжести скапливается в ножках» (sic!), именно поэтому «ножки Буша» такие вредные, комментарии излишни. Иностранный язык преподается 4 семестра, психология – 1 семестр. Я думаю, что министерство образования видит квалифицированного филолога так: это молодой, спортивный человек, с трудом говорящий на родном языке, с большим трудом говорящий на иностранном, для которого Хайдеггер, Сёрль, Батай, Лакан, Экхарт, Слотердайк – просто набор труднопроизносимых слов. Но этот самый филолог способен квалифицировано поставить клизму, до миллиметра знает на каком расстоянии от двери должен висеть огнетушитель, он может совсем не знать что означает «сублимировать», но может хорошенько навалять любому, кто применит это слово в отношении самого филолога.
И, конечно же, самая главная причина, по которой образование находится в таком ужасном состоянии – сам студент. Для абсолютного большинства учащихся ВУЗов высшее образование – это не более чем способ отсрочить взрослую жизнь еще на пять лет. Согласно социальному протоколу, после окончания школы человек должен поступить в университет, не важно, определился ли он с выбором, знает ли, чего хочет от жизни, хочет ли он вообще получать дальнейшее образование. Слишком многие учатся в институтах, следуя предписаниям этого протокола. Нынешний студент пассивен, он ничего не хочет менять, его все устраивает, только бы поменьше напрягали. Можно танцевать или петь на концертах самодеятельности, за это администрация назовет тебя талантом университета и впишет в квоту на хорошие оценки. И до тех пор, пока студент будет руководствоваться принципом «лишь бы меня поменьше трогали», образование будет катиться все ниже, не поможет ни смена преподавательского состава, ни исключение бесполезных предметов.
Для тех, кто не любит читать полотно текста, изложу суть статьи вкратце: образовательная система Украины находится в жопе, а виноват в этом ты.