Акулам не стыдно. А нам?
На днях моя мать вернулась из Белоруссии, где в очередной раз гостила у своих родственников. Я всегда с интересом расспрашивал ее по возвращении о том, как же на деле простые сябры относятся к колхозному авторитаризму «бацьки», пытаясь сравнивать эту точку зрения с общенасаждаемой «искренней любовью народной» белорусов к Александру Григорьевичу. И всегда оказывалось, что официальная и, так сказать, кухонная «любови» уж очень сильно рознятся. Но сейчас речь не о том.
В этот раз мама привезла мне пачку местной прессы, в том числе и региональные «Комсомольскую правду в Беларуси» и такие же «Аргументы и факты». Ввиду того, что на носу у наших соседей очередные президентские выборы, глаз машинально стал отыскивать привычные нашему украинскому менталитету (хотя менталитеты, в общем-то, сродные) в предвыборный период «джинсу» и чернуху, или хотя бы слив компромата на кого-либо из участников процесса.
Однако единственное, найденное мной в двух 40-полосных номерах, что говорило бы о грядущих выборах, был анонс теледебатов кандидатов в президенты.
Даже материал в «КП» о жестах, свидетельствующих о неправдивости слов выступающего перед публикой, был настолько ожесточенно толерантен, что даже возникал вопрос, а зачем он вообще написан.
Именно здесь мне вспомнилось пресловутая самоцензура, которая (помимо наших с вами, коллеги, инвесторов, директоров и непосредственных начальников) не позволяет окончательно превратить уже и так дискредитированные донельзя украинские СМИ в выгребную яму.
Чтобы не быть субъективным, я дал просмотреть оба образца печатной белорусской продукции своему знакомому, далекому от механизмов производства политических новостей. А затем поинтересовался его впечатлениями.
«Добрые газеты. Позитивные, как журнал «Мурзилка», – ответил он. И добавил, что при возможности отдавал бы предпочтение белорусской прессе постоянно.
На последней полосе «АиФ в Беларуси», в рубрике «Вопрос-ответ» мне попалось замечательное письмо от девятилетнего мальчика.
«Я читал, что во время атаки на свою жертву акулы закрывают глаза. Им что, стыдно?», – спрашивал ребенок у всезнающих редакторов.
В ответ уважаемая газета поясняла, что нет, акулам не стыдно, просто так они защищают глаза от возможных повреждений при столкновении со своей жертвой.
Похоже, что украинские акулы пера прищуривают глаза ровно с той же мотивацией, опустив планку самоцензуры ниже плинтуса. Только вот стыдно за результат почему-то бывает думающей аудитории, а не авторам. Они же – акулы…