Эволюция потребительства: из грязи и обратно
Именно в эти предпраздничные дни столь занятно наблюдать истинное лицо нашего социума, который, внешне стремясь к европейской модели равного взаимообмена материальными ценностями, на деле с ямщицкой лихостью реализует тезис «я – покупатель, ты - никто».
Многие хорошо помнят первую половину 90-х, когда на постсоветское пространство стремительно ворвался пластмассово улыбающийся продавец с обязательной приставкой «-консультант». Ошеломляющая разница между лучистым «здравствуйтечемямогувампомочь» и классической теткой в полтора центнера за прилавком, которая была, как минимум, торговым представителем Господа Бога на Земле, подействовала благотворно далеко не на всех наших сограждан.
Самый распространенный эволюционный путь, проделанный нашим потребителем – от пугливой мысли «чего привязался, не дает спокойно между прилавками побродить» до пьянящего заблуждения, что за свои деньги ты можешь не только купить товар, но и продемонстрировать свое «превосходство» перед тем, кто товар продает.
Я намеренно взял в кавычки это слово – нет более жалкого зрелища, чем человекообразное, которое искренне считает себя лучше своего собеседника только потому, что тот продает, а он – покупает. Вернее, «изволит покупать».
Не хотелось бы обидеть тот мизерный процент покупателей, которые восприняли процесс окультуривания торгового люда как взаимообязательный. Увы, их такое незначительное число, что можно смело отнести их к категории «исключение, подтверждающее правило».
Парадоксально и то, что чем меньшую сумму из имеющейся в кармане подобный индивидум заработал сам, тем больше негодующих мартышкиных «ужимок и прыжков» он совершает перед прилавком (барной стойкой, кассой). Этот феномен уже стабильно закрепился как один из первичных признаков категории «гламурное кисО», в которую в абсолютно равной пропорции входят как женщины, так и мужчины.
18-летние девочки, гоняющие туда-сюда официанта, почтенные дамы с комсомольским прошлым и печатью оскала капитализма на лице, истерящие в парфюмерных отделах бутиков, пацаны с папиными «карманными на день» в две средних зарплаты, которые устраивают скандалы, пытаясь обменять рваный червонец на баре.
Вчерашние никчемности, сегодня ставшие содержанцами и содержанками, папиными спиногрызами, стали определять поведенческую модель коммуникации в обществе.
К сожалению, это та константа, которая уже стала столь стабильной в нашем обществе, что не вызывает сомнения в живучести и необратимости процесса.
Схлынут праздники, и народ вновь объединится в едином порыве накопительства к очередным календарным и не очень мероприятиям. Но, как говорится, «можно вывезти человека из села, но нельзя вывести село из человека». Мелкий купчина с приказчицким менталитетом сидит в большинстве из нас, особенно ярко прорываясь наружу при благоприятствующих случаях.
Только вот купеческий, рогожинский размах присущ далеко не каждому – и тем более в конфликтном поведении. Задумайтесь, господа, это смотрится убого.