Оценили красоту игры
Напомню, что Александр Кирш стал единственным мячиком среди прорегионаловских представителей, забитым демократическими силами Харькова в ворота нового парламента. Прежняя власть говорить с народом не желала, народ хотел разъяснений, а потому возлагал большие чаяния на новые лица в ВР. Но не случилось.
С 16 января 2014-го прошел год, и весь этот год принятые тогда "драконовские законы" использовались в качестве пугалки для народа. Сейчас, спустя время, мы понимаем, что пакет законов Олейника-Колесниченко был судорожной и далекой от здравого смысла попыткой сдержать колоссальное социальное напряжение, стремительно перерастающее в крестьянские бунты. Этот пакет законов в полной мере отразил непонимание тогдашней власти механизмов взаимодействия с избирателем; народ хотел быть если не понятым, то хотя бы услышанным, а власть в ответ создала силовой буфер между собой и требованиями украинцев.
Однако минувший год показал, что нынешняя власть оказалась ненамного понятливее и восприимчивей предыдущей. И вышедший на откровенный разговор Кирш только подтвердил, что между плюшевыми парламентскими креслами и его родным Харьковом не четыреста километров по горизонтали, а все та же, неисчислимой длины, вертикаль, на одном конце которой холоп, а на другой - пан, пришедший за горшочком масла.
- Вот... за землю, за воду, за снег на той неделе уплачено.
- Это под Новый Год? Так то ж за прошлогодний снег!
Итак по пунктам. Для противопоставления тезисам уважаемого экономиста я хочу взять гипотетического среднего работающего пенсионера, работника научной сферы, 65-68 лет, который после выхода на пенсию продолжает трудиться в своем НИИ, куда пришел сразу после института.
1. Кирш предлагает "старым и нуждающимся в соцзащите" уступить место молодым и не плодить среди последних безработицу. Я не буду ссылаться на антитезы общего порядка типа "большой опыт", "годами ведущиеся научные разработки" и прочее. Я просто спрошу: а много ли у нас молодежи, которая готова пойти на зарплату младшего научного сотрудника в 1200 гривен, без всяких надбавок, без быстрых перспектив, и которая будет не просто расписываться в журнале посещений, просиживая ставку, а будет впахивать как наши родители и создавать столь мифический для любителей быстрого возврата инвестиций "научный потенциал"?
2. Кирш утверждает, что человек в возрасте, способный полноценно работать, "не очень-то и нуждается в соцзащите". Правда, Александр? А вы действительно думаете, что если пенсионер получает на работе пару тысяч (а приплюсованная к пенсии з/п не позволяет ему оформить субсидию на коммунальные), то ему больше не нужно - лишь бы хватало заплатить по квитанциям? Нет, серьезно, больше не нужно?
3. "В нормальных странах пенсий нет". Можно даже не комментировать, хотя из простой человеческой вредности хочется сказать, что в нормальных странах и средних зарплат-то нет в $80, и разрешительная система выстроена так, что открыть киоск с пирожками проще, чем Ритц-Карлтон, да и политическая ответственность руководства страны столь высока, что большие чины уходят в отставку из-за репутационных скандалов, не говоря уже о таких экономических провалах как девальвация нацвалюты вчетверо. Поэтому "нормальная страна", Александр, это не та, где нет пенсии, а та, где нет таких депутатов как Вы - объясняющих народу, что плохо - это на самом деле хорошо, да и вообще "в военное время это должно быть вполне понятно".
4. "Под это усечение не попали те, у кого пенсия менее 1,5 тыс". Это, безусловно, в высшей степени гуманистическое решение. Особенно учитывая все надбавки учителям, врачам, госслужащим и другим "проедателям бюджета", снятые вашим правительством уже после бегства Януковича. Необложенная налогом пенсия в $50 - это, конечно, тот самый аргумент, посредством которого мы объясняем своим родителям-пенсионерам, что режим Януковича был хуже сегодняшней власти. Что с них взять, они старые, они продолжают архаично мерить свое существование лекарствами, коммуналкой, ценой на кефир и пока еще бесплатным проездом в транспорте.
5. Кирш также подчеркивает то, что работающие депутаты и судьи вообще не будут получать пенсий. Прекрасная инициатива, я считаю, но еще более прекрасной она была бы, если б Верховная Рада пересмотрела размеры "копытных" и других представительских расходов на деятельность депутата, а также суммы, прописанные в бюджете на обеспечение жильем народных избранников. Мне попадалась когда-то цифра, что около 90% депутатов начиная еще с первого созыва Рады не сдали служебные квартиры. А Вы где живете, Александр?
6. Следующий абзац столь прекрасен, что я процитирую его чуть менее чем полностью. "Взамен на это будет получен многомиллиардный кредит МВФ для избежания дефолта, успокоения валютного рынка и возврата старых долгов, взятых прежней властью". Я бы позволил себе немножко переосмыслить и перефразировать сказанное. Многомиллиардный кредит МВФ для возврата старых долгов прежней власти будет возвращаться нашими внуками и на тот момент будет называться ровно так же: "возврат старых долгов, взятых прежней властью". Вас не пугает такая идентичность? Кроме того, не мне объяснять Вам, экономисту, что кредит эффективен тогда, когда он идет на развитие, а не погашение. Специалисты утверждают, что "проесть" тот кредит, о котором идет речь, в нынешней динамике можно в срок от 10 до 15 месяцев - реформ сделано не было, а без реформ новый кредит подобен новому маслу в ушатаный двигатель. В песок, проще говоря. И еще: стесняюсь спросить, но по-моему дефолт уже наступил, а для успокоения валютного рынка необходимо преобладание экспорта над импортом и вывод доллара с черного рынка. Потому что так, как вы планируете успокоить гривну, ее успокаивал еще Виктор Федорович посредством "многомиллиардного кредита" от Владимира Владимировича. А эта идентичность вас тоже не пугает?
Зря вы написали этот текст, Александр. Хотели стать ближе к народу, а продемонстрировали, что народ Вам по-прежнему неблизок в своих тревогах, что держать его можно за лоха - в лучших традициях регионалов - да еще и хвастаться мастерством владения пустой риторикой. Так это я еще не припомнил вашей фракции законопроекта о критике власти, который вмиг сравнял преемников с папередниками, а бравых комбатов - с дирижерами.
Поэтому когда Вы напишете, что ВР проголосовала налог на роскошь, что с депутатов снята неприкосновенность, а за кнопкодавство будут исключать из парламента с "волчьим билетом", я поищу десять отличий между Вами и Вашими предшественниками. Пока же отличий не обнаружено, Александр.
Пока мы сумели лишь оценить красоту игры.