Тест-драйв «черного воронка»

Вторник , 10 февраля 2015, 17:15
Дело журналиста канала 112 Руслана Коцабы, который в видеообращении призвал украинцев избегать мобилизации и выдвинул ряд претензий президенту Петру Порошенко, вызвало нехилый резонанс.
Тест-драйв «черного воронка»

Одни обвинили Коцабу в поддержке терроризма, другие закричали об ущемлении свободы слова, но и те, и другие вместе с водой выплеснули ребенка: и терроризм у нас есть в более реальных проявлениях, и свобода слова, особенно для журналиста, не должна означать вседозволенность и вольность формулировок.

Совместный с властью коцабовский перформанс получился прекрасной пьесой в двух частях и с совершенно ожидаемым финалом. За это спасибо, как теперь принято говорить, СБУ, а также действующим лицам: Коцаба получил по глупости своей арест, власть получила по рейтингу своему от твердолобости своей, ватка получила себе очередную жертву режима, а ЛайфНьюс - очередного «эксперта по гражданской войне на Украине».

Теперь по сути. За холиварами о том, больший ли Коцаба патриот нежели негодяй, все просмотрели главный, базовый во всей речи вопрос: а где справедливость, Петр Алексеевич. А ведь и правда, где справедливость?

Конечно, в своем спиче Коцаба использовал спорные и очень неоднозначные утверждения. Даже не утверждения – маркеры, слова-засечки, которыми как волосы шпильками подкалывают общественное мнение в нужном месте. Дескать, у нас АТО, а не война, а в АТО не проводят всеобщую мобилизацию. Это сомнительной устойчивости тезис, первая часть которого еще в начале войны была внедрена в мозги населению по вполне ясным экономическим причинам. На самом деле, есть указы, которые регламентируют вовлечение сил Минобороны в АТО. Но кто знает о них? Почти никто, и получается, такой себе массовый когнитивный диссонанс. Войны нет, а людей забирают воевать и бывает возвращают домой в неликвидном состоянии. Степень прорисовки технологии – на троечку, Стеця (а это его в первую очередь задача) можно понижать в должности до уличного глашатая, но кадровые увлечения Петра Алексеевича таки оставляют желать. Но это не юрисдикция статьи УК «Государственная измена».

«Регулярних російських військ там майже немає» - утверждение, в первую очередь, популистское и основанное на столь любимом ваткой тезисе «а докажь!». Но поскольку в такой формулировке речь идет о численной оценке, то прогноз Коцабы может являться ошибочным и даже глубоко ошибочным – но это тоже не «государственная измена». Даже если у него 360 тысяч просмотров.

Кроме того, раз уж журналисту вменяют такое влияние на мобилизационные настроения, давайте определим этот порог – с какого минимального охвата аудитории в силу будет вступать Уголовный кодекс. На кухне втроем потрындеть можно? А в Вконтакте, если у меня двести друзей? А в фейсбуке, если у меня двадцать тысяч подписчиков? Где вся та рать юристов, обязанных прописывать эти все тонкости, чтобы гражданин страны чувствовал себя в реально правовом поле государства, а не в затейливой опричине тонтон-макутовской демократии.

По всем этим пунктам следствие правомочно и должно задать Коцабе вопросы, но почему-то хочется злорадно хихикать и спрошать – а что, господа законотворцы, помните 18 сентября 2012-го, когда Рада голосовала закон о клевете регионала Журавского? Жалеете, небось, что отменили спустя полмесяца? Вот бы сейчас пригодилась – потому как нахлобучивать на Коцабу госизмену, это все равно как нахлобучивать гостайну на вяземскую многодетную домохозяйку.

Между тем, центральный вопрос ролика остается открытым. Где справедливость? Мы, народ Украины, выбрали себе менеджера для управления страной. Менеджер понравился нам тем, что помог выгнать предыдущего менеджера, ленивого ворюгу, который только и делал, что красил  горенки в Межигорье позолотой, да холопов сборами облагал. Мы выбрали нового менеджера – что бы ни кричала свита предыдущего – вменяемо большим количеством голосов. Мы ждали, что при нем все будет по-другому и заслуживали этого. Но новый менеджер пришел не один, а с плохими знакомствами: с людьми, которые были недовольны им. Война была развязана не за Донбасс – я надеюсь, ни у кого уже не осталось сомнений, что терриконы и копанки не нужны Владимиру Путину и он никогда не возьмет их в состав Российской Федерации. Война была открыта как средство давления Кремля на власть Порошенко, сменившую удобного Януковича, а теперь  мешающегося под ногами в большой политике, где серьезным пацанам и бабам надо перетереть о паритете систем коллективной безопасности на евразийском пространстве.

Но менеджер обещал все порешать. Он даже обещал порешать все за пару месяцев, но холопы, осчастливленные свержением того, с позолотой, махнули рукой и сказали «разруливай, батюшка, не торопись, и не такое терпели». Десять месяцев мы смотрели, а потом спросили: ну что, батька, конец виден? А то мужики мрут, генералы жиреют, а ты хоть бы слово молвил.

Потому что если у нас #всепропало, если война, национальное движение и заборы в цвет госфлага – то давайте засучивать рукава и решать всем скопом. Но стесняюсь спросить – почему тогда 18 декабря в Харькове открывается очередной фирменный магазин «Рошен»? Ровно в тот день, когда российский президент заявляет «Мы не атакуем, ни на кого не нападаем, мы просто защищаем свои интересы». Они сговорились там, что ли? У всех все хорошо, но на убой продолжают посылаться толпы людей.

Если Порошенко как менеджер не может договориться в большой политике – пусть, как и сказал Коцаба, меняет переговорщиков. Если те тоже недоговороспособны – пусть едет сам. И опять же прав Коцаба: пусть едет куда угодно, к Обаме, к Лаврову, к мясникам-наркоманам из действительно местного ополчения , к английской королеве, хоть к колумбийским наркобаронам. Лишь бы договорился. Потому что в XXI веке менеджер, который за десять месяцев не может остановить мясорубку на дипломатическом уровне – это плохой менеджер. И его глобальная проблема не в том, что украинский журналист увидел слишком мало российских войск на Донбассе. Проблема в том, что он увидел их там в принципе – это действительно серьезная проблема, даже если их там одна рота, и это большой ваш дипломатический провал жидким, господин Президент. Это, даже можно сказать, ваше непрекращающееся политическое фиаско.

И завязывайте бороться с пешками, даже если у них много подписчиков. Коцаба может быть и мерзавец, что следом начал раздавать интервью черноротым российским каналам. Он журналист, и не может не понимать, что вода на мельницу СМИ агрессивного к нам государства, это уже не свобода слова. Это переход на сторону противника в информационной войне, которую еще пока никто не заканчивал. Но пока что я наблюдаю мыслепреступления Коцабы в морально-этической плоскости. Да по обвалу мобилизации можно впаять, например, «двушечку», как любил говаривать Владимир Владимирович, если судебная система не постыдится признать, что видеохостинг в лице одного человека обскакал весь военный агитпроп вместе со Стецем вместе взятым и бюджетами на них обоих.

А кандидатов за решетку, даже в рамках сегодняшнего законодательства, на территории Украины достаточно. На ваш век хватит, господин Президент. Потому что сидящий Коцаба при свободно перемещающемся (в том числе, и по территории Донбасса) Косте Долгове – это даже не насмешка над правосудием. Это нравоучительный плевок в глаза тем, кто надеялся, что вы хоть чем-то будете отличаться от позолоченного Виктора Федоровича.

PS. Новость о том, что Александр Захарченко назначил Коцабу послом ДНР в Прикарпатье, появилась на ватном ивано-франковском сайте 2000.if.ua 22 января, однако о согласии самого журналиста там не упоминается, равно как более нигде после он не фигурирует в этом статусе. Сам по себе низкорейтинговый сайт не может считаться достаточной базой для обвинения, однако если Коцаба действительно выступит в этой роли, то это нивелирует все оправдания его видеоролика. Если ты посол ДНР – то согласно действующему законодательству Украины ты посол террористической организации. Со всеми вытекающими.