Шантаж от РФ, замечания европейцев и официальный агрессор: чем не угодил закон о переходном периоде

Оксана Козлова  |  Пятница , 17 декабря 2021, 09:27
В Украине и за ее пределами активно обсуждают закон, за который даже еще не проголосовала ВР и сделает это, скорее всего, в следующем году.
Шантаж от РФ, замечания европейцев и официальный агрессор: чем не угодил закон о переходном периоде

Такой резонанс могла вызвать только одна тема –  война на Востоке Украины и оккупация наших территорий.

Речь идет о Законопроекте «Об основах государственной политики переходного периода», который разрабатывали еще с сентября 2020 года. Его дорабатывали 166 государственных институций, международных организаций, научных учреждений и общественных объединений.  И только в мае 2021-го  Кабмин получил вторую редакцию законопроекта на согласование.

Но и в этот раз закон не пропустили – сделали 160 замечаний от 37 органов государственной власти, провели три совещания. И только в июле сняли все замечания. Отправили проект на экспертизу в Венецианскую комиссию (Европейская комиссия «За демократию через право»).  

В Украине не спешат принимать этот закон, обещают учесть все замечания европейцев. А для России он является раздражителем, о чем свидетельствуют заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова.

«Дозор» разбирался, как украинские власти планируют организовать процесс возвращения оккупированных территории домой, и что не понравилось в законе европейцам.

Цель Закона

В Кабмине объясняли, что этот Закон предоставит обществу четкий список того, что будет делать государство в период деоккупации и реинтеграции территорий, которые сейчас неподконтрольны Украине. В правительстве уверены, что это срочно нужно прописывать на законодательном уровне. Там уверяют, что на уступки стране-агрессору никто не пойдет.

Дело принципа для авторов документа и чиновников Кабмина –  закрепить на законодательном уровне определение Российской Федерации, как страны-агрессора и  страны-оккупанта. А все подконтрольные РФ вооруженные группировки предлагают называть «оккупационными силами Российской Федерации».

Что предлагают

Еще в ноябре вице-премьер Ирина Верещук заявила, что за закон в нынешней редакции не будут голосовать, его дорабатывают с учетом пожеланий Венецианской комиссии, но отзывать документ никто не собирается.

Что могут переписать в проекте пока неизвестно, поэтому мы даем основные нормы летней версии Закона «Об основах государственной политики переходного периода».

Первое. Переходной период будет состоять из двух периодов –  конфликтный и постконфликтный, когда страна будет разбираться с последствиями оккупации. Когда завершается оккупация будет решать президент по каждому населенному пункту. Основания – отчеты министров обороны, внутренних дел и главы СБУ.

Второе. Материальный ущерб от войны будет выплачивать Украины, компенсировать финансовые затраты планируют исками к РФ о возмещении.

Третье. Документы оккупационных администраций будут недействительными и оспаривать это нет смысла. Но для некоторых официальных бумаг будут делать исключения.

Четвертое. Людей, которых заставили принять российское гражданство или они получили его автоматически, не будут лишать украинского гражданства. Также после деоккупации обещают вернуть имущество владельцам, но по украинским законам.

Пятое. Запретят баллотироваться в советы и занимать определенные должности тем, кто был в составе оккупационных сил, в администрациях. Если же человека заставили служить у оккупантов, то у него не заберут такое право.

Не стоит рассчитывать на амнистию участникам вооруженных группировок и оккупационных администраций, если они совершали преступления прописанные в международных конвенциях. Речь идет об убийствах, пытках, военных преступлениях.

Шестое. Выборы будут проводить только тогда, когда Россия гарантированно не будет в них вмешиваться, можно будет свободно агитировать, будут гарантии плюрализма, многопартийности, безопасности. Все должно соответствовать законам Украины и Конституции.

До выборов на этих территориях могут работать либо государственные, либо международные, либо военно-гражданские администрации. В международных не должно быть представителей России и государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Также в Законе есть положение о создании условий для формирования кадрового резерва для работы на деоккупированных территориях. Во время переходного периода будет ограничен оборот валюты страны-агрессора.

Кто против

В парадигме министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова принятие Закона о переходном периоде равно выходу Украины из Минского процесса.

Но не только там не одобряют закон. Как заявил Президент Украины Владимир Зеленский во время недавнего пресс-марафона, против его принятия и лидеры европейских государств. Те уверены, что закон противоречит “Минску», если его примут, то Украина выходит из этого процесса. В свою очередь участники “Нормандского формата» ничего никому не будут должны.

«Это не только риторика России – это в риторике всех лидеров Европы и не только, которые общаются с президентом РФ», – сказал Зеленский.

Как рассказал «РБК-Украина» представитель оккупированного Донецка в украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Сергей Гармаш , России не нравится Закон, потому что в нем РФ зафиксируют стороной конфликта. А Кремль все время это отрицает и стороной конфликта обозначает глав так называемых народных республик. Не нравится России также то, что в законопроекте идет речь о деоккупации Крыма, люстрации чиновников и о статусе «вооруженных формирований».

Что говорят в Венецианской комиссии

В заключении европейцев сказано, что в украинском законопроекте много общих и расплывчатых положений. А это похоже на политическое заявление, а не на нормативный документ. Есть в документы термины, которые не используют в международном публичном праве.

Не хватило венецианской комиссии мнений и предложений второй стороны – лиц, которые проживают на оккупированных территориях.

«Крайне важно вовлекать эти категории в последующие обсуждения, касающиеся как реализации законопроекта, так и принятия любых других юридических актов, дополняющих данный законопроект», – сказано в экспертизе.

Эти замечания, говорят в правительстве, приняли во внимание и будут дорабатывать документ. Процесс опять может затянуться на неопределенное время. Да и вряд ли его будут торопить, так как украинские власти не хотят эскалации конфликта с Россией.