Неизвестный Харьков: Писатель Григорий Данилевский в «битвах» с собаками и солдатами

Вторник , 2 апреля 2019, 12:29
Не про каждого земляка, пусть и столь известного, как Григорий Петрович Данилевский можно найти хотя бы один столь любопытный эпизод. А тут вот так сразу их нарисовалось целых пять.
Неизвестный Харьков: Писатель Григорий Данилевский в «битвах» с собаками и солдатами

Биография харьковского писателя неоднократно публиковалась как в 24-томном издании, так и в отдельных публикациях. Но то официальная биография, а вот отдельные эпизоды из жизни – совершенно иное.

 

Григорий Петрович Данилевский

А началось все с того, что в 1866 году Григорию Данилевскому врачи порекомендовали вечерние прогулки, особенно, когда уляжется пыль на улицах, и воздух наполнится свежестью. В это время служил он по выборам в губернском земстве, а квартиру снимал на Михайловской улице в доме дворян Сориных. И вот, однажды вечером, возвращаясь домой через Харьковский мост, он подходил уж к Первой мужской гимназии, как под самым фонарем на него из темноты выскочил рослый крепкий детина в солдатской шинели. Как будто ожидая нападения, Григорий Петрович имел при себе револьвер. Грабитель ещё не успел что-либо потребовать, как увидел перед собой оружие. На миг опешив, солдат бросился бежать в переулок, ведущий к дому Хариной, где располагалось Управление Харьковского губернского воинского начальника.

 

Первая мужская гимназия, открытка нач. XX ст.

В том же 1866 году собралась редакционная комиссия губернского земства на квартире у Александра Фёдоровича Бантыша, что была на углу Мироносицкой площади. Забыв о том, что у Мироносицкой церкви и площади бродят полчища одичалых псов, Данилевский не вызвал заранее извозчика и направился домой пешком. Но ни прошел он и нескольких шагов, как на него выскочила внушительная стая злобно рычащих собак. Григорий Петрович еле успел вскочить на ограду Мироносицкой церкви, где провел в таком неудобном положении никак не менее часа, пока мимо не проходила внушительная компания прохожих, которая и отогнала голодных животных.

 

Мироносицкая церковь, фото нач. XX ст.

Другой эпизод с собакой случился у Григория Петровича ранней осенью того же года, недалеко от 1-й полицейской и пожарной части на Михайловской площади. Вышел он, как обычно, из дому - вечер был великолепен ровно до тех пор, пока из пожарной части не выскочила огромная псина и не бросилась на Данилевского оторвав ему изрядный кусок от пальто. Выбежавший на шум пожарный сначала засмеялся, а когда увидев, что собака вновь бросается на Данилевского, принялся ее колотить. Возмущенный Данилевский спросил, зачем же держать такую собаку, на что пожарный ему ответил: –«Чтоб не обокрали нас самих…». «Да ты бы ее на цепи тогда держал!» – озвучил следующее свое возмущение пострадавший, на что пожарный ему резонно заметил: «А кормить я её чем буду?».

Несколько месяцев в жизни Григория Петровича Данилевского прошли тихо и спокойно. И вот 17 июля 1867 года, как обычно, он прогуливался в 21 час в сторону жома по набережной реки Харьков, И надо же, чтобы именно на том месте, где в прошлом году на него нападали, вновь ему навстречу шел мужчина в солдатской шинели нараспашку. Поравнявшись с Данилевским, он обхватил писателя руками с явным намерением ограбить. Данилевский тут же закричал: «Часовой! Сторож! Сюда!».

Поскольку неподалеку был полицейская караульная будка, часовые Сборного пункта, служители Первой мужской гимназии, то нападавший притворился изрядно пьяным. Однако, услышав, что Данилевский собирается вести его в полицейскую часть, снова тут же «протрезвел» и стал умолять того не погубить его. Данилевский был непреклонен, солдат пошел рядом с ним в полицию, а когда поравнялся с часовней на Михайловской площади кинулся бежать мимо дома Строева к дому Хариной где размещалась казарма. Двое гимназистов и прохожие указали, что убегавший скрылся в доме Хариной. У казармы стояли двое часовых, но они объявили, что никто в казарму не входил.

 

Обложка книги «Слобожане» которая впервые издана была в 1865 году, а переиздана отдельной книгой в Харькове в 2010 году.

Случай сей побудил писателя разобраться с тем, как ведут себя солдаты Сборного пункта, которые оказываются замешаны в разных мелких кражах и преступлениях. Но они часто меняются и проследить, кто именно совершил то или иное преступление оказалось невозможным. В письме губернатору Данилевский просил: «принять что-либо в охранение прохожих от нападок грабителей в солдатских шинелях».

 

Титульная страница 8-го переиздания полного собрания сочинений Г. П. Данилевского, 1901 г.

Однако этого письма к губернатору могло и не быть, если бы на следующий день вечером он вышел в 21-30 из дома своей матери генеральши Иванчиной-Писаревой на Благовещенской улице и не пошел, как обычно, пешком домой. Погода была дождливая и Григорий Петрович имел при себе зонтик. Проходя мимо дома госпожи Кронеберг он опять наткнулся на четырех собак, которые выскочили из подворотни и атаковали писателя. Пришлось Данилевскому отбиваться от них зонтиком, который и пострадал в этой схватке. В письме губернатору Данилевский потребовал бороться и с собаками, как например в 1865 году поступили в Одессе, уничтожив более 3000 бродячих собак.

При таком «везении» Григория Петровича Данилевского, я думаю, еще не раз встречу происшествия по городу Харькову, где будет фигурировать его имя.