Основание и первые жители Старого Салтова

Вторник , 27 октября 2020, 21:02
Вот уже более 160 лет прошло, как автор книги «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» архиепископ Харьковский и Ахтырский Филарет опубликовал текст посвященный Старому Салтов, который тогда назывался ещё как Нижний Салтов.
Основание и первые жители Старого Салтова

Село Салтов на карте Салтовского уезда 1730 года

«Население сей местности черкасами относится к 1700–1705 годам. Граматой от 12 февраля 1705 года, в следствие «челобитья Харьковскаго полку Салтовскаго сотника Кирила Цесаренка с товарищи», предписано было отвесть «вновь поселившимся в г. Салтове Черкасам, 670 человекам, земли в урочищах реки Гнилушки на другой стороне Донца по реке Бабке, на Ольховую пристань». Из донесения полковника Квитки видно, что поселенцы Нижняго Салтова, или, как говорит донесение, Новаго Салтова, включены были почти все в число подпомощных казаков, почему «земли сего Салтова в 1713 году проданы были полковым начальством генералу графу Петру Апраксину...».

Уважаемый автор ошибочно считал тогда, что именно черкасы и являются первыми жителями слободы Новый или Нижний Салтов, так как далее пишет: «Таким образом, первый храм Вознесения Господня, который по документам называется соборным, построен был в Нижнем Салтове около 1704 года». Однако, когда речь идет о владении Салтовом помещиком Иваном Самойловичем Хорватом, он пишет о том, что в селе, помимо соборной Вознесенской церкви, были ещё Георгиевская и Успенская, которые позднее были перенесены прихожанами из числа однодворцев в села Пещаное и Николаевку. То есть, в Старом Салтове было и русское население, однако о его заселении Филарет ничего не пишет. Стоит ли в принципе доверять дате основания Нового, Нижнего или Старого Салтова в 1705 году? Последующие авторы, включая современных, не сомневаются, и зря!

Уже документ с лантратным списком 13 октября 1719 года подданных черкас боярина, графа Петра Матвеевича Апраксина, проживающих в слободе Новый Салтов показывает нам, что никакой Вознесенской церкви в селе нет! Так же отмечаем, что украинское население пришло в Новый Салтов не из-за Днепра, а с территории Харьковского казачьего полка: Мерафы, Печенег, Харькова, Деркачей, Лопани, Водолаги, Бабаев, Липцев… Были также выходцы и из соседних Ахтырского и Изюмского полков. Здесь же в переписи 1719 года говорится, что «...в слободе Салтовой двор боярской во дворе караул с переменою...», то есть русское население – дети боярские регулярно имели свой караул в отдельном дворе.

Из ведомости о храмах Салтовского уезда с показанием Архангело-Михайловской церкви в селе Салтов, 1719 год

В «Ведомости церквам города Салтова и уезда» за тот же 1719 год мы видим только одну церковь в селе Салтов – Архистратига Михаила, и никакой Вознесенской церкви в селе Салтов снова нет. Кроме сведений о священнике и церковниках, присутствуют среди прихожан семьи драгунов, и указано, что «...в том селе Салтове слобода черкаская во владеньи боярина и сенатора графа Петра Матвеевича Апраксина, 379 дваров, которые писаны в собственных кн(и)гах».

Таким образом, на 1719 год существует село Салтов, где проживает служилое население и семьи отставных драгунов с Архангело-Михайловской церковью в нем, а также слобода, где проживают подданные черкасы. Отсюда понятно, как появилось наименование «Новый Салтов» – очевидно, что вначале было село Салтов, которое населяли дети боярские из города Салтова, которым были отмежеваны здесь земли, а уже после этого в начале XVIII века здесь поселились черкасы Харьковского слободского казачьего полка.

И действительно, впервые священник Архангельской церкви села Салтов поп Алексей Алфимов упоминается в документе о межевании земли в Чугуевском уезде от 4 июля 1660 года. Более раннего упоминания пока не обнаружено, однако и данный документ относит нас в совершенно иное время, нежели указывает нам архиепископ Филарет, и поиски, несомненно, стоит продолжить. Кстати село Салтов по Архангельской церкви имело и второе наименование – село Архангельское.

Собственно земельный надел служилых людей села Салтов на Крымской стороне описан в другом документе от 20 ноября 1665 года в связи с земельными наделами детям боярским: «...товарыщи Салтовского уезду села Салтова Архангелскому попу Алексею Елфимову дано на два престола дикого поля на пашню за Сиверским Донцем на Нагайской стороне против Кобылева Рогу к Царяграцкой дароги сорок четвертей в поли, а в дву по тому ж смежно с Салтовцы детми боярскими с Ываном Ватулиным с товарыщи, а пашню похать попу Алексею с ними детми боярскими с Ываном Ватулиным с товарыщи через десятину, да ему ж попу Алексею дано сенных покосов на сто копен от Правороцкого Колодезя по обе стороны речки к устью Кубоватого Колодезя...».

Копия документа 1667 года о межевании села Салтов

Ещё один любопытный документ от 14 января 1686 года приводит список всяких чинов полковой службы: копейщиков, рейтаров, солдат и городовой службы детям боярским. Любопытно, что село Салтов в этом документе упоминается, как  Архангельское. 

Теперь мы можем уверенно говорить о том, что в 1660-е годы первыми жителями села Салтов, оно же Архангельское, были служилые люди из города Салтова:

Аникей Савич Бочарников
Михаил Стефанович Демьянов
Иван Моисеевич Ковалев
Афанасий Гапонович Мазикин
Фёдор Аверьянович Семенов
Иван Архипович Юров
Михаил Аргамаков
Денис Бугаев
Афанасий, Дмитрий, Корней, Перфилий и Фёдор Булавины
Иван и Павел Ватулины
Павел Горбунов
Ларион Демьянов
Левко Демшинский
Савва и Терентий Зубовы
Епифан Козариков
Логвин Коржавый
Никита Новиков
Павел Провоторов
Иван Репин
Прохор Смагарев
Андрей и Мина Смоляниновы