Мартовая: как украинцы основали село на острове в Харьковской области
Братская могила в селе Мартовая и стела с именами погибших односельчан в годы Второй мировой войны.
Фото Андрея Парамонова
Название села происходит от Мартовецкого затона на реке Северский Донец. Здесь рукав Северского Донца образовал остров, на котором проживала значительная часть поселенцев, но и на левом берегу Донца также поселились черкасы. Так что село было разделено на две части.
В 1667 году жители Мартовой Богдан Иванов, Ивашка Хмельниченко и новоприбывшие черкасы Лаврен Сенченко, Василий Лазаренко – всего 157 товарищей подали челобитную с просьбой наделить их землями. Салтовский воевода Зосим Емелянович Маслов отмежевал им в Салтовском уезде Дикого поля распашной земли от речки Гнилушки до Крутова Лога и от Крутова Лога до речки Хотомли, вниз по Хотомле до Северского Донца и вниз по Северскому Донцу до села Мартовой.
При размежевании присутствовали дети боярские села Салтова: Перфилий Булавин, Евтей Почюев, Ларион Демьянов, Иван Юров, Павел Ватулин, Иван Ковалев, Аверьян Семенов, Михаил Молчанов; деревни Молодовой: Никифор Болховцов, Лукьян Зинеев, Филимон Тимофеев; а также города Салтова: сотник Иван Андреенко и казаки Тимофей Филипов, Яков Дикань, Ефрем Прокопов. Каждому жителю Мартовой было нарезано по восемь четвертей в поле. А сена им дозволили косить от устья речки Гнилуши по левою сторону – до верховья речки Гнилуши, и по речке Хотомле – от устъя и до верховья по правую сторону и по конец своих полей, а также по заполью и дубровам. Лес селидобный (строительный) и дровяной дозволялось сечь за рекой Северским Донцом на Крымской стороне вместе с детьми боярскими и черкасами города Салтова. Общая земельная дача села Мартовая составила 3656 четвертей в трех полях, а сенных покосов – 1550 четвертей.
Топографическая карта Салтовского уезда с показанием села Мартовая, 1730 год
Уже в 1668 году Мартовая была разорена татарами, возрождалась на острове и только в начале XVIII столетия перешла вновь на левый берег реки Северский Донец, где проходила дорога из Белгорода в Изюм.
На 1668 год в Мартовой проживали Яско Андрусенко, Данило Богодуховский, Яцко Терещенко, Игнат Литвин, Василь Лапко, Максим Калитенко, Леско Стадник, Семен Мазепенко, Игнат Колесник, Фёдор Глуховский, Иван Носач, Феско Попович, Дмитро Шамраенко, Иван Лиховиденко и др.
В селе с давних пор была деревянная церковь во имя Архангела Михаила, а на кладбище – деревянная часовня.
В земельную дачу Мартовой входили хутора: Крутовой и Черномордов на левом берегу реки Хотомля; Борщевой – на правой стороне яра Борщевого; Шматков – по обеим сторонам безымянного яра; Стариков – на берегах речки Гнилицы. Земли под поселением было 143 десятины 1888 квадратных сажени, пашни – 5455 десятин, сенокоса – 2450 десятин 2010 саженей, леса строевого и дровяного – 1135,5 десятин, неудобностей – 878 десятин. А всего 10063 десятины 414 саженей.
Геометрический план части Волчанского уезда с показанием села Мартовая, 1800 год
На 1785 год 380 дворов войсковых обывателей, 1186 мужчин и 1180 женщин, а также помещики: жена поручика Анна Александровна Черноглазова (28 дворов, 95 мужчин и 97 женщин) и жена кадета Марья Александровна Картавая (5 дворов, 11 мужчин и 12 женщин). На речке Северский Донец Черноглазовой и Картавой принадлежала водяная мельница из трех амбаров, в каждом из которых было по три мучных постава и по одной крупяной толчее. Мельница действовала круглый год, за исключением полой воды. Доход с мельницы они делили поровну, а достигал он в год 400 рублей. Их крепостные крестьяне состояли на оброке и платили помещицам по 1 рублю 50 копеек в год запахивая всю их землю для себя.
Войсковые обыватели владели десятью винокуренными заводами, каждый на один котел, а в год горячего вина (горилки) выкуривалось до тысячи ведер. Также была одна солодовня, где солоду выращивалось до 30 четвертей. Была и одна пивоварня, где производилось 200 ведер пива.
Топографическая карта РККА с показанием села Мартовая, 1930 год
В основном население в XVIII столетии занималось хлебопашеством, выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень и гречку, которые росли здесь лучше всего. Но были в Мартовой и мастеровые: сапожники, кузнецы, портные. Также жители торговали съестными припасами, содержали шинки, где продавали произведенную горилку и пиво по вольным ценам.